Технологии против пандемии
Технологии против пандемии

Какие изменения в сфере информационных технологий спровоцировала пандемия, и как гаджеты помогали работать на удаленке и коротать время на карантине

«Такие катаклизмы всегда ускоряют технический прогресс, и платит за это человечество. Мне кажется, что те жертвы, которые принесены эпидемии, фактически привели к тому, что прогресс во многих сферах ускорился и привел к новым последствиям. Например, если многие люди будут работать на удаленке, то те адские многомиллионные городские агломерации будут постепенно приобретать более человеческий вид. Люди будут меньше жить скученно в таких огромных городах и будут переселяться в более естественные для человека условия – ближе к природе, в сельскую местность. Они будут работать оттуда, не тратя ежедневно много часов на транспорт. Поэтому, конечно, нет худа без добра, и плата, которую мы приносим жертвами этого ковида, не напрасна – мы чему-то да обучаемся».

Михаил Фридман в интервью Леониду Парфенову

Пандемическая реальность вынудила большинство людей кардинально изменить свой привычный образ жизни. Помимо прочего, многие изменения оказались связаны с необходимостью более регулярного использования технологий. Так, карантинные меры не оставили иной возможности работать и учиться, кроме как посредством использования компьютеров и интернета. Кроме того, практически все общественные места пришлось переоборудовать и снабдить новыми устройствами, призванными лучше обеспечивать безопасность граждан. При этом далеко не все меры по противодействию пандемии, связанные с высокими технологиями, приходились людям по душе. 

Какие технологические приспособления оказались наиболее востребованы в пандемию? Что из новых цифровых реалий не понравилось большинству граждан и что, наоборот, нашло позитивный отклик? Как технологии изменили наши представления о работе, учебе и публичных пространствах? Команда нашего Музея тщательно изучила новости и истории об использовании технологий во время пандемии и отобрала наиболее интересные материалы в качестве экспонатов для этой экскурсии. Рады представить их вашему вниманию!

Знакомые сферы, знаковые изменения

От бьюти-индустрии до образования, от ретейла и финансов до курьерских служб – все эти сферы пострадали от введения жестких карантинных мер. Однако благодаря технологиям многим компаниям удалось адаптироваться к пандемическим реалиям. Здорово помогли специальные новые программы и приложения, а также уже хорошо известные, но доработанные с учетом возникших потребностей и задач. Сегодня, когда пандемические реалии стали привычным делом, а в строгих ограничениях больше нет нужды, многие технологические средства и сетевые продукты, набравшие популярность за последние два года (например, Zoom), продолжают использоваться на постоянной основе. Это наглядно показывает: всевозможные катаклизмы (в том числе и эпидемии) стимулируют технический прогресс так, что все новое успешно вплетается в повседневность без пути назад. О том, как важные для всех нас сферы преобразились под влиянием технологий, вы можете узнать из дайджестов, ставших экспонатами этого блока экскурсии.

Реальность: от пандемической к виртуальной

Использование технологических и виртуальных новшеств для адаптации к пандемическим реалиям сперва может показаться довольно неочевидным. Казалось бы, чем могут помочь эпидемиологам, работающим с бактериями вируса, нейросети и большие данные? Однако ученые из совершенно разных отраслей удачно скрестили свои разработки, и мы увидели, например, как нейросеть, отслеживая пассажиропотоки между городами, помогала прогнозировать распространение коронавируса, а использование больших данных социальных сетей способствовало снижению эпидемиологических рисков еще на начальной стадии их возникновения. Кроме того, некоторые продукты, связанные с виртуальной реальностью (в частности, видеоигры и обучающие приложения), в период пандемии неожиданно положительно сказались на психологическом благополучии многих потребителей. Так использование людьми различных технологий и приложений поспособствовало борьбе с ухудшениями условий жизни из-за пандемии. С увлекательной информацией на эту тему вы можете ознакомиться благодаря экспонатам, представленным в этом блоке.

Новые возможности для индустрии технологий. Информационные видео

В разгар пандемии машины упрочили свою важную роль на всех фронтах: от скрининга и диагностики заболевания до контроля его распространения и разработки лекарств. Очевидную пользу от применения робототехники в условиях социальной дистанции оценили даже рестораны. К примеру, сеть KFC открыла первый в Москве общепит будущего. В нем не было касс – вместо них были установлены терминалы, все заказы с кухни в зону выдачи попадали через конвейер, а затем роборука помещала их в специальные ячейки, откуда они уже отправлялись к посетителям.

В отличие от индустрии путешествий или ресторанного бизнеса, рынок технологий неплохо выдержал пандемический период. Секрет в том, что технологии позволили оказывать услуги или решать проблемы удаленно, что было особенно актуально из-за локдаунов и социального дистанцирования почти во всех странах мира. Выросли и сервисы по доставке еды (так называемый сегмент FoodTech), а также вся инфраструктура, связанная с оказанием услуги. Только в России с марта по май 2020 года в онлайн-торговле появилось сразу 30 новых игроков: приложения по доставке для мобильных устройств создали такие крупные сети как «ВкусВилл» и «Магнит».

В долгосрочной перспективе эксперты прогнозируют развитие технологий ускоренными темпами. А о том, как инновации проявили себя в период пандемии, расскажут наши видеоэкспонаты.

© 2022 ФОМ
+ в избранное
Поделиться