Как пандемия повлияла на бизнес
Как пандемия повлияла на бизнес

Кейсы, истории, информация из первых рук

Когда мы исследовали, как пандемия коронавируса ударила по бизнесу и заставила его трансформироваться ради выживания, то нашли много интересных кейсов и историй. Что-то любопытное было буквально по каждой бизнес-сфере. Поэтому мы достаточно жестко фильтровали информацию. Ведь мы создали Музей ПандемиС для того, чтобы рассказывать только о самых значимых изменениях, спровоцированных пандемией. На этой выставке мы показали, как пандемические ограничения повлияли на бизнес, а также товары и услуги, которые формируют образ жизни людей. Мы ориентировались на истории и кейсы, которые наглядно показывали процесс адаптации компаний к новой реальности, когда от принятых решений зависела не только судьба их владельцев, сотрудников, партнеров, но и новая конфигурация когда-то привычного мира.

Параллельно наши коллеги в ФОМе развивали направление «Корпорации и пандемия», в рамках которого брали интервью у представителей различных компаний, а также направление «Малый бизнес и пандемия». Благодаря их исследовательской работе у нас сложилась эта выставка, на которой есть возможность услышать личные истории предпринимателей и лучше понять особенности ведения малого бизнеса в России во период коронакризиса.

Это касается каждого

Очевидно, что пандемия ударила по всем. Чтобы проиллюстрировать это, мы рассмотрели деятельность нескольких компаний – разного масштаба, с разными бюджетами, стратегиями развития и антикризисными сценариями. Предлагаем изучить дайджесты и узнать, что, помимо пребывания в пучине коронакризиса, было общего у этих бизнесов.

Давайте немного расширим границы исследования и изучим интервью наших коллег с предпринимателями. Для примера мы выбрали три совершенно разные сферы: продажу ювелирных изделий, химчистку и выгул домашних животных. Руководители компаний из этих сфер столкнулись с очень специфическими сложностями, но было и то, что их объединяло. Все они быстро принимали решения, не боялись пробовать новые подходы в управлении и развитии бизнеса и высоко ценили свои команды.

Владелица сети ювелирных магазинов: «Мы впервые зашли на личную территорию покупателя»

Создательница ювелирного бренда рассказывает о новых бизнес-процессах и рассуждает об ответственности за сотрудников и будущем сферы розничной торговли

Основательница сети химчисток Delicato: «Мы выжили только благодаря подушке безопасности»

Анна Никитина – об изменении спроса, поддержке сотрудников и уроках пандемии

Основательница сервиса «Собака-гуляка»: «Наш бизнес продемонстрировал устойчивость»

Наталья Шипшилей – о принятии быстрых решений, восстановлении спроса на услуги и трендах пандемии

Трансформируйся или умри

Заголовок этого раздела – оммаж названию знаковой книги о маркетинге «Дифференцируйся или умирай!» Джека Траута и Стива Ривкина. Идея книги сводится к тому, что в сложнейших обстоятельствах, к каким привела и пандемия коронавируса, важно предпринимать проактивные изменения. В Музее ПандемиС эта мысль проходит красной линией: необходимо вовремя делать пивот бизнес-модели или личной стратегии, вовремя переориентироваться на новое производство или стиль жизни. Мы собрали истории о том, как компании меняли стратегии и направления деятельности для выживания и достижения успеха. Также мы добавили некоторые прогнозы относительно влияния коронакризиса на бизнес-сферу в будущем.

В ходе интервью с представителями компаний у коллег сформировался особый взгляд на бизнесы, которые смогли выжить во время пандемии. Социологи ФОМа назвали их антихрупкими – по аналогии с известным термином Нассима Талеба. «Антихрупкость – способность организма или структуры извлекать выгоду из неудач, совершенствоваться под воздействием стрессов. Она свойственна тем, кто способен меняться вместе с окружающей действительностью в условиях неопределенности. Антихрупкость – это не про эластичность, гибкость или неуязвимость, а про тренируемость или закаливаемость. Чем антихрупкость отличается от гибкости? Гибкое противостоит встряске и остается прежним. Антихрупкое, пройдя сквозь испытания, становится лучше прежнего».

Из чего складывается антихрупкость бизнеса

Исследовательский комментарий о составляющих антихрупкости, которые помогают компаниям становиться сильнее в условиях пандемии

Посмотрим с другого ракурса

Некоторые наши экспонаты раскрывают тему бизнеса во время пандемии с особых сторон. Нам было любопытно, как малый бизнес и корпорации реагировали на коронакризис и чем отличались их стратегии. Почему стартапы имели преимущество перед большими компаниями. За счет чего женщинам-предпринимателям и руководителям удалось преуспеть во время пандемии. Какой помощи от государства можно было ждать в сложные времена. И что происходило с семейными компаниями в период турбулентности. Ответы на эти вопросы – в наших дайджестах.

Затронув тему малого бизнеса, мы не могли обойти вниманием огромную исследовательскую работу наших коллег. Опросы, глубинные интервью, панель предпринимателей, доклады, дающие подробное представление о работе малого бизнеса в России. Достаточно сложно было выбрать самые яркие экспонаты для нашей выставки, поэтому предлагаем ознакомиться с двумя историями и сайтом проекта СМБиз. Из историй вы узнаете о специфике ведения малого бизнеса и о том, каково быть маленьким среди корпораций. А сайт советуем сохранить в закладки – на нем регулярно публикуются результаты новых исследований.

«Я разрешила всем напиться на работе»

Как предприниматели поддерживали коллективы в рабочем состоянии в период первой волны коронакризиса

«На самом деле я очень маленький, просто притворяюсь большим»

Коронакризис глазами владельца бизнеса в сфере IT

СОЦИОЛОГИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Исследовательско-коммуникационный ФОМ-Проект СМБиз — Социология Малого Бизнеса.

«Покупай, не паникуй». Видеоролики как поддержка клиентов и не только

Чтобы выжить в условиях пандемии, бизнесу пришлось адаптироваться и менять стратегии, в том числе рекламные. Многие бренды стали не просто рекламировать товары, а информировать свою аудиторию посредством видеороликов: «Мы живы, мы работаем, мы помним о вас и подстраиваемся под текущую ситуацию». В большинстве случаев ролики были очень трогательными и заставляли покупателей ждать новых встреч с брендами.

Рекламные кампании сменили акценты. Бренды стали рассказывать о своем вкладе в борьбу с коронавирусом, старались морально поддерживать клиентов и создавали ролики, которые больше походили на социальные. Некоторые бренды-гиганты выпускали специальные видео, в которых вместе с российскими артистами рассказывали, насколько важно помогать малому бизнесу именно сегодня.

В действительности поддержка нужна была каждому второму предпринимателю – исследования показали, что более половины опрошенных бизнесменов столкнулись с трудностями. В этом блоке выставки мы представляем экспонаты, которые рассказывают, как коронавирус повлиял на бизнес и как крупные бренды поддерживали предприятия МСП и своих клиентов с помощью необычных видеороликов.

Кроме чужих, пусть даже таких интересных видеоисторий о бизнесе во время пандемии, у нас есть собственные. Это две сессии специального мероприятия мараФОМ, которое было проведено в 2021 году для того, чтобы каждое исследовательское направление ФОМа поделилось своими открытиями. Предлагаем посмотреть видео коллег, которые в рамках отдельных направлений изучали опыт антихрупких компаний и малый бизнес.

qr-code Отсканируйте QR-код, расположенный выше, с помощью мобильного телефона, чтобы посмотреть видео
qr-code Отсканируйте QR-код, расположенный выше, с помощью мобильного телефона, чтобы посмотреть видео
© 2022 ФОМ
+ в избранное
Поделиться