Каким будет мир после пандемии. Часть 2
Каким будет мир после пандемии. Часть 2

Продолжаем рассказывать о том, что ждет нас в будущем

Ценность безопасности и сигналы изменений

Чтобы спрогнозировать сценарии будущего, аналитики компании Ipsos используют теорию изменений. В ее основе лежит представление, что глобальные факторы (например, изменения климата или демографической ситуации) влияют на убеждения и поведение общества. В то же время, неожиданные потрясения, вроде вспышки пандемии, вызывают шок, который влечет за собой новые сигналы изменений.

Сигналы изменений – это то, что уже происходит сегодня и может быть ключом к пониманию будущего, рассказывают эксперты Ipsos. Например, важное открытие, инновация или изменения потребительского поведения. Причем сигналом может быть не только создание чего-то нового, но и разрушение существующего, – все это показывает, в какую сторону меняется жизнь. Анализируя сигналы, компания Ipsos разделяет их на четыре группы:

  1. Временные изменения (reverse)
  2. Трансформация (transform)
  3. Ускорение (accelerate)
  4. Закрепление (consolidate)

К трансформации относятся события, которые поначалу вызывают напряжение и неоднозначное отношение, но при этом имеют потенциал для дальнейшего развития. В Ipsos приводят в пример приложение «Социальный мониторинг» в Москве, с помощью которого можно отследить перемещение людей, обязанных соблюдать карантин. С одной стороны, приложение использовалось без согласия людей, что вызвало негодование, с другой, система помогала обеспечить общественную безопасность, что являлось приоритетом в период пандемии. Ценность безопасности, по мнению экспертов Ipsos, – пример сигнала, в котором технологии для общественного контроля могут трансформироваться в решение, обеспечивающее защиту населения.

Рассказывая об ускорении, аналитики Ipsos приводят пример ресторанной сети KFC, где стойки касс полностью заменили электронными терминалами, а заказы клиентам выдает робо-рука. Эта инициатива тоже связана с ценностью безопасности – роботизация должна сократить число контактов между гостями и персоналом. До пандемии роботов использовали в общепите в качестве развлечения или изюминки ресторана. Проект KFC может вывести автоматизацию обслуживания в массовый сегмент: если их опыт будет удачным, ему последуют и другие рестораны. Такая роботизация в общепитах и есть сигнал из группы «Ускорение».

Рост индивидуального предпринимательства

Еще одно последствие пандемии – банкротство некоторых компаний, и, как следствие, – рост безработицы. Исследователи из компании Futures Platform, которая занимается изучением трендов будущего, разделяют эту точку зрения, но также предполагают, что в перспективе это может привести к становлению новых типов трудовых отношений. Один из таких – рост личного предпринимательства, когда один человек является и руководителем, и наемным работником.

Руководитель команды Futures Platform Туомо Куозо так комментирует эту ситуацию: «В результате кризиса многие потеряли работу, количество рабочих мест сокращается, при этом людям надо как-то зарабатывать деньги. Появляются новые формы, в частности, экономика фрилансеров. Количество стандартных трудовых договоров может уменьшаться, появляется новый, более предпринимательский подход к работе. При этом человек необязательно работает на себя – но в этой системе у него может быть несколько работодателей, каждому из которых он посвящает часть рабочего времени и сам занимается менеджментом своих ресурсов и налогов».

Однако у такой системы есть свои недостатки. Самый очевидный – слабая защищенность фрилансеров. С другой стороны, отмечает Туомо Куозо, переход к договорным отношениям и отказ от постоянной работы позволят быть более гибкими как сотрудникам, так и работодателям.

О других трендах будущего, представленных исследователями Futures Platform, можно узнать из материала «Онлайн, антиглобализм, слежка».

Ася Свешникова
© 2024 ФОМ
+ в избранное
Поделиться