Как бизнес подстроился под пандемию
Как бизнес подстроился под пандемию

Каков рецепт успеха бизнеса в пандемию и почему кризис – это возможность для развития

Почему люди – это новая нефть

Как компаниям оставаться успешными во время пандемии? Ответ на этот актуальный для многих вопрос дает директор по развитию бизнеса страховой международной компании Madanes Стас Островский. В первую очередь он обращается к книге Джима Коллинза «От хорошего к великому», в которой рассказывается о том, как превратить средний бизнес в большой. Американский бизнес-консультант считает, что ключевым преимуществом компании выступают именно люди: нужные сотрудники на нужном месте. Это должны быть дисциплинированные люди, не нуждающиеся в постоянном контроле и стимулировании. Стас Островский разделяет позицию зарубежного эксперта и говорит, что во время пандемии его компания смогла остаться успешной во многом благодаря правильно подобранным кадрам. Практически все сотрудники, – а это 450 человек в пяти разных городах, – перешли на «удаленку» и продолжили эффективно работать в таком режиме.

Вместе с тем Стас Островский размышляет о том, как компаниям удерживать и поддерживать лучших сотрудников. В 2019 году в приоритете у людей, выбирающих новую работу, были интересные задачи. На данный момент предпочтение отдается стабильности, подразумевающей регулярную выплату оклада и социальный пакет с ДМС. Во время ковида получать бесплатные медицинские услуги от государства стало намного сложнее, но люди болеют не только коронавирусом, многие нуждаются в плановом лечении. Поэтому сегодня большинство отдает предпочтение тем компаниям, которые могут обеспечить доступ к медицинской помощи.

Узнать больше секретов от Стаса Островского вы можете в материале «Критерии успеха бизнеса во время пандемии».

Без посетителей. Как зарабатывали российские общепиты

Опустевшие залы кафе и ресторанов поставили их владельцев перед фактом: выживет тот, кто быстрее освоит онлайн-заказы и торговлю навынос. Вторую волну пандемии руководители заведений общественного питания встретили, с одной стороны, более подготовленными, но с другой – никто из них не знает, какие ограничения могут ввести в ближайшем будущем.

Одно из популярных кафе Петрозаводска, помимо обычного сервиса доставки, теперь предоставляет клиентам различные мясные заготовки, наборы для салата «Цезарь» на несколько персон и другие полуфабрикаты. Также его повара начали вести прямые эфиры на странице кафе в Instagram – они готовят блюда, а затем дарят их тем, кто первым сделал заказ.

А в одном из московских ресторанов клиентам самим предложили побывать в роли шеф-повара. Заведение начало доставлять полный набор ингредиентов с инструкцией по приготовлению и сервировке различных блюд из своего меню по ценам на 50-60% ниже ресторанных. Такое решение понравилось клиентам и помогло владельцу сохранить почти половину докризисной выручки. За счет уменьшения расходов ресторан получил прибыль и начал развивать франшизу проекта «Ресторан в коробке».

Подобные готовые решения, подразумевающие бесконтактную систему приготовления еды по индустриальному методу, – будущее общепита, считает Олег Лобанов, директор компании «КорпусГрупп», оказывающей услуги производственно-хозяйственного аутсорсинга. Индустриальный метод предполагает доставку блюд разной степени готовности – от 50 до 100%, приготовленных с использованием промышленных технологий Cook & Freeze, Cook & Chill. Это значит, что блюдо готовится на пищевом предприятии, доставляется клиенту, но перед подачей его нужно разогреть или доготовить. Такой подход позволяет сократить персонал кухни на 20–30%, а ее площадь и площадь склада – до 50%.

О том, какие еще решения принимали российские рестораны, чтобы выжить в пандемию, читайте в материале «Выживают вкуснейшие».

Думали, что кризис, а оказалось – развитие

Даже во время коронакризиса есть место развитию бизнеса. В этом уверен серийный предприниматель, один из первых российских выпускников Wharton School of Business, более 20 лет участвующий в работе крупнейших международных корпораций, Петр Меберт. Главное, по его словам, – иметь план действий с учетом различных сценариев развития ситуации. Также важно замечать «триггеры» – признаки того, что ситуация начала меняться. При этом осторожность в прогнозах и ожиданиях пойдет на пользу: всегда важно сохранять ресурсы на черный день.

Еще необходимо уметь делать пивот – разворот бизнес-модели. Лучшие примеры во время пандемии, по мнению Петра Меберта, – это парфюмерные компании, которые начали делать антисептики, а также дорогие рестораны, организовавшие доставку.

С учетом общей тенденции перехода на «удаленку» компаниям важно уважать личное пространство сотрудников: прописывать регламенты, чтобы люди не чувствовали себя прикованными к монитору 24/7. И, конечно, искать возможности для развития, в том числе и за счет перераспределения сотрудников. По словам Петра Меберта, одна из компаний, где он участвует в совете директоров, решила не увольнять тысячу ныне ненужных работников розничной сети, а переобучить их в сотрудников колл-центра.

О том, как еще придать импульс развитию бизнеса во время пандемии, читайте в материале «Забудьте о выживании: как нужно вести бизнес в кризис».

Ася Свешникова, Алина Соболевская
© 2024 ФОМ
+ в избранное
Поделиться