Спасти и сохранить: духовная жизнь в эпоху коронавируса
Спасти и сохранить: духовная жизнь в эпоху коронавируса

Как причащали больных в пандемию, почему россиянам было особенно важно посещать храмы в это время и каким образом коронавирус изменил мировые религиозные традиции

Карантин и молитва вне стен храма

Коронавирус и режим самоизоляции сильно повлияли на духовную, в том числе на религиозную, жизнь общества. О том, как пережить тяжелые времена пандемии, рассуждает протоиерей Дионисий Свечников, один из колумнистов портала «Правмир», ведущего русскоязычного сайта о православии и жизни общества. По мнению отца Дионисия, пандемия выявила большую зависимость верующих людей от храмов – без этих стен многие прихожане не мыслят своей духовной жизни. Поэтому запрет на хождение в храмы во время первой волны многими был воспринят крайне негативно и эмоционально. Протоиерей объясняет это тем, что после многих лет советских гонений на религию прихожане очень ценят возможность в любой момент прийти в храм помолиться или поставить свечку. «Христианин в любом случае остается христианином, даже если не может попасть в храм», – говорит отец Дионисий. Он призывает не забывать, что молиться можно и дома, что один из главных столпов церкви – это христианская общность. А нарушить ее не может ни один вирус и ни один карантин.

Больше рассуждений протоиерея Дионисия Свечникова о вере вы найдете в материале «Карантин и игра в исповедников. Почему не нужно пробираться в храм потаенными тропами».

Владимир Легойда: «Священники были готовы вести себя, как врачи»

О причащении коронавирусных больных во время пандемии рассказал профессор МГИМО, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Когда только начиналась пандемия, при больничной Комиссии Московской епархии, которую возглавляет епископ Пантелеимон, была создана специальная группа священников – для посещения больных коронавирусом. Если у человека, желающего причаститься на дому, был подтвержденный ковид, направляли именно их. Всего в группе 20 церковнослужителей, некоторые из них с медицинским образованием. Все прошли специальную подготовку и посещали больных только в специальных костюмах и средствах защиты.

В инфекционных стационарах, рассказывает Владимир Легойда, священники были готовы вести себя, как врачи – следовать всем необходимым требованиям «красной» зоны, не уходить домой и ночевать в больницах, как остальной медперсонал. Также необходимо было решить вопрос с причастием, которое в текущих условиях оказалось совсем непростым делом. «Зайдя в «красную» зону, священник уже ничего не может оттуда вынести. И как быть с Евангелием и крестом, которые исповедующийся целует после исповеди? Как быть с дароносицей, которую нельзя оставлять? Так, священникам было рекомендовано приносить частицу Святых Даров завернутой в лист бумаги, которая впоследствии должна быть утилизирована (сожжена) после использования. Для причастия рекомендовалось брать высушенную частицу из дарохранительницы, а причастие запивать из заранее приготовленного стакана с водой. Лежачему больному достаточно дать запить из чайной ложки», – рассказал о новых правилах причастия Владимир Легойда.

Подробнее о работе священников в период пандемии читайте в материале «Вера в «красной» зоне».

Как пандемия поменяла правила мировых религий

Пандемия коронавируса заставила мировые религии поменять свои правила, которым не одна сотня лет. Монастыри Русской православной церкви закроют для прихожан на две недели, если там заболеет хотя бы один насельник. Об этом говорится в циркулярном письме управляющего делами Московской патриархии митрополита Воскресенского Дионисия. После закрытия обители всех находящихся в монастыре протестируют на коронавирус, а во всех помещениях проведут дезинфекцию. Отдельную норму прописали для архиереев монастырей в регионах, где эпидемическая ситуация особо сложная. Им предложили не дожидаться заражения, а закрыть доступ на территорию обители для посторонних в профилактических целях.

В Ватикане, начиная с 8 марта, отменили все публичные выступления главы Римско-католической церкви. Площадь Святого Петра перед главным собором закрыли. Однако через 20 дней понтифик вышел с обращением к «Граду и миру», которое обычно читают только в Рождество или на Пасху. Но пандемия эту традицию изменила. Стоя на практически пустой площади, Папа Франциск читал отрывок из Евангелия от Марка о Христе и его учениках, которые попали в бурю. Он назвал пандемию той тьмой, которая легла на улицы и площади городов, и поблагодарил людей, которые в это сложное время не поддались панике и поддерживали остальных.

В Саудовской Аравии на ежегодный хадж не пустили иностранных мусульман. Из-за ужесточения профилактических мер страна закрыла свои границы и ввела строгий санитарный контроль для посетителей Мекки. Если год назад около мечети Аль-Харам собирались до двух миллионов верующих, то в этом году семикратный обход вокруг священной Каабы совершили менее 10 тысяч человек. Все они соблюдали социальную дистанцию по разметке, которую сделали организаторы.

Ася Свешникова, Алина Соболевская
© 2024 ФОМ
+ в избранное
Поделиться