Религиозная жизнь и пандемия. Год спустя
Религиозная жизнь и пандемия. Год спустя

Противоречит ли вакцинация религии – разбираемся в этом вопросе с представителями различных конфессий

Кому из верующих можно вакцинироваться

С началом пандемии у верующих всего мира отношение к коронавирусу заметно изменилось. Чем больше люди узнавали о своем новом враге, тем понятнее становилось, что опасный вирус не победить одними молитвами. Нужно соблюдать осторожность, носить маски, слушать врачей – словом, на Бога надейся, а сам не плошай.

Ректор Института христианской психологии, священник Андрей Лоргус рассказал, что, согласно официальной позиции Русской православной церкви, вакцинироваться можно. Но при этом, отметил священник, нужно учитывать гражданские права и дать возможность тем, кто не хочет вакцинироваться, этого не делать. «Официальных ограничений нет – это основная позиция. Все остальное уже согласно конкретным административным контактам с тем регионом, где церковь находится. Церковь рассматривает себя как соучастника общественной пользы. Но мы понимаем, что люди много чего опасаются, и заставлять их идти против своего страха и делать прививку – это, наверное, бесчеловечно», – пояснил Андрей Лоргус.

Положительно к вакцинации отнеслись и иудеи. О том, что верующим иудеям прививаться не только можно, но и нужно, напомнил главный раввин России Берл Лазар. Он заверил, что все вакцины были признаны кошерными, то есть пригодными для использования верующими евреями. А раввин Еврейской общины на Чистых прудах Шмуэль Куперман пояснил, что человек должен сделать все, что в его силах, чтобы выздороветь. «Врачи, лекарства, вакцины – это посланники Всевышнего. Не нужно надеяться, что, помолившись Богу, можно обойтись без лечения. Нет, это не наш подход – врачей нужно слушать и делать все, что они говорят. Детям пока еще этого нельзя, а взрослым однозначно нужно вакцинироваться», – подчеркнул Шмуэль Куперман.

Что же касается мусульман, то многие из них скептически отнеслись к тому, что в препарате от коронавируса не будет запретных, харамных, компонентов. В Индии совет знатоков ислама при академии в Мумбаи призвал власти не покупать вакцины от коронавируса, в которых содержится свиной желатин. А ученые богословы из ОАЭ постановили: любая вакцина считается халяльной, то есть разрешенной для правоверных, независимо от состава. Первой страной, которая признала вакцины халяльными, была Индонезия. Первым из глав исламских государств прививку от коронавируса сделал президент Гвинеи Альфа Конде. Он вакцинировался российским «Спутником V». Вместе с главой государства прививку этой вакциной сделали и члены правительства.

Как религиозные общины переживают пандемию

За полтора года пандемии пострадали все – люди, бизнес, экономика, искусство, образование. Религиозные люди наиболее остро переживают нехватку общения, потому что общинность лежит в основе любого вероисповедания. В некоторых случаях живой контакт не могут заменить никакие технологии.

Ректор Самарской духовной семинарии, протоирей Максим Кокарев рассказал, что пандемия подтолкнула людей осознаннее относиться к молитвам. Специально для прихожан Московская епархия оперативно переработала материалы храмовой службы для домашнего потребления – без молитвы священника. Чтобы люди могли не только посмотреть трансляцию какого-то важного служения (во время Страстной недели, например), но и сами его совершить. Появилось много переводов, и, по словам протоирея, прихожане рассказывают, что вчитались, вникли в содержание молитв, они по-новому им открылись. «Многие храмы вели стримы. Да, технологии – палка о двух концах, и, выходя в интернет, нужно ставить себе жесткие фильтры, чтобы не утонуть в мусоре, которого в Сети очень много. Но это возможность для тех, кто оказался отрезан от живого общения, не остаться в глухой изоляции. А нам всем – не потерять ощущение общинности», – говорит Максим Кокарев.

А вот в Евангелическо-лютеранской общине Самары от технологий отказались. Пастор церкви Ольга Темирбулатова рассказала, что из-за пандемии у них изменилась специфика причастия. «Вино мы должны пить из одной чаши, но из-за эпидемиологической обстановки есть альтернатива – маленькие стаканчики, которые уже давно подарили нам партнеры из Германии. В Европе такие использовали во время эпидемии гриппа. Это оказалось очень удобно. Сейчас мы раздаем кусочки пресного хлеба и вино в этих стаканчиках. Каждый берет их своей рукой, пасторы ведут служение в перчатках и масках», – сказала пастор.

Также Ольга Темирбулатова рассказала о том, как теперь проходят литургии. К примеру, одна из частей литургии святого причастия – приветствие мира. В этот момент люди обнимают друг друга, пожимают руки. Из-за коронавируса в церкви это запретили – теперь люди желают друг другу мира только словами и взглядами.

Отказ от онлайн-технологий пастор прокомментировала так: «Онлайн-трансляции служений мы вести не стали, хотя общины в Ульяновске и Саратове, например, проводили. Мы могли бы это сделать, но я в этом смысле старомодна. Ничто не заменит живое общение и ту атмосферу, которая рождается, когда духовные люди собираются вместе. И я не считаю себя богословом, который должен вещать на другую аудиторию, кроме той, которая пришла меня слушать».

Подробнее о том, как переживали пандемию другие религиозные общины, читайте в материале «Останется ли вера на Земле».

Ася Свешникова
© 2024 ФОМ
+ в избранное
Поделиться