Ученье – свет: самообразование в период пандемии
Ученье – свет: самообразование в период пандемии

Что стоит за успехом Coursera, чем обусловлен рост спроса на онлайн-курсы на Дальнем Востоке и почему россияне предпочитают самообразование занятиям с репетиторами

Coursera выходит на биржу

Coursera – одна из самых популярных платформ для онлайн-обучения, она была основа в 2012 году профессорами Стэнфорда. Она предоставляет возможности для платного и бесплатного обучения, на ней можно пройти короткие программы, курсы повышения квалификации и даже получить высшее образование. Перечень дисциплин очень обширный: от маркетинга и дизайна до программирования и искусства ведения переговоров. Платформа сотрудничает с 200 университетами по всему миру (в том числе с ВШЭ, МГИМО и Новосибирским государственным университетом) и зарабатывает на комиссии от продажи программ партнеров. В конце 2020 года на Coursera было зарегистрировано 77 млн учащихся.

По результатам 2020 года выручка платформы выросла на 59% и превысила $293,5 млн.  При этом компания считается развивающейся и имеет чистый убыток, который тоже растет. Летом 2020 года ее капитализация была оценена в $2,5 млрд, в случае самого позитивного сценария с выходом на IPO она может достигнуть $5,1 млрд. Средства, которые удастся привлечь благодаря размещению на бирже, Coursera планирует потратить на капитальные затраты, маркетинг, исследования, а также на содержание штата сотрудников, который в 2020 году вырос более чем на 260 человек.

Свои перспективы Coursera видит в том, что мировые трудовые ресурсы растут, а привычная очная система образования не будет справляться. Онлайн-образование видится более гибким и доступным. Во время пандемии 94% учащихся по всему свету столкнулись с тем, что их учебные заведение были закрыты, пусть даже временно. Также во время коронавируса люди, попавшие под сокращение, были сильно ориентированы на получение новых профессий благодаря онлайн-курсам. Многие компании во время пандемии были склонны внедрять дистанционное обучение сотрудников, а у той же Coursera среди клиентов – более 25% компаний из списка Fortune 500.

Несмотря на столь радужные планы, риски есть всегда. Итогом пандемии может стать ухудшение финансового положения учеников и партнеров платформы. Спрос на курсы может упасть в связи с насыщением рынка. Новые образовательные программы, в которые Coursera планирует широко вкладываться, могут не окупиться. И тому подобное. Время покажет.

Больше деталей об одной из самых известных образовательных платформ в мире вы найдете в материале «IPO недели: Coursera, сломавшая привычные представления об учебе».

В «Ростелекоме» вырос спрос на онлайн-курсы среди сотрудников

С началом пандемии увеличился спрос на онлайн-образование среди сотрудников дальневосточного подразделения «Ростелекома». Так, по данным компании, в 2020 году объем корпоративного обучения на платформе «Онлайн-университет» вырос в два раза по сравнению с 2019 годом. Сотрудники компании проходили курсы по личной эффективности, лидерству, коммуникациям, цифровым технологиям и продуктам. В частности, спрос на курс по развитию коммуникативных компетенций вырос в 3,5 раза.

«Онлайн-университет» – это единая платформа обучения для всех сотрудников «Ростелекома». Здесь собраны более 500 курсов, тренингов, вебинаров, программ на различные темы – от личностного роста до цифровой экономики. А в пандемию проходить курсы стало возможно еще и с мобильных устройств, планшетов, домашних компьютеров. Это было сделано для того, чтобы каждый сотрудник компании (топ-менеджер или инсталлятор) мог развивать свои профессиональные компетенции в любом месте в удобное время», – отметила руководитель направления обучения МРФ «Дальний Восток» компании «Ростелеком» Надежда Шилова.

В 2020 году «Онлайн-университет» «Ростелекома» был признан одним из лучших в номинации «Корпоративный университет года», также компания попала в тройку лидеров в номинации «Корпоративное обучение года».

Кроме сотрудников «Ростелекома», онлайн-образованием интересовались и другие жители дальневосточного региона, некоторые из них даже создавали собственные образовательные курсы. Креативный директор event-агентства «Элен и Ребята» Елена Балдина рассказывает, что в 2020 году ее коллеги стали чаще использовать онлайн-платформы для развития бизнеса, поиска новых партнеров и обучения. На карантине они общались с коллегами из разных стран, создавали новые проекты. «Мы запустили воркшоп по развитию креативности, проводили различные онлайн-интенсивы. Учеников было много. Это жители Благовещенска, Белогорска, Свободного, Иркутска, Чебоксар, Владивостока, а также немецкого города Дюссельдорф. Приятно удивило, что все старательно выполняли задания, активно участвовали в онлайн-обучении. Некоторые прокачивали свои знания, даже несмотря на болезнь. Во время карантина люди соскучились по общению. Свои наработки используем и в этом году. Онлайн нас всех связал», – прокомментировала топ-менеджер.

Подробнее о ситуации с самообразованием в Амурской области читайте в материале «Онлайн нас связал»: как вырос спрос на обучение в интернете? Мнение известных амурчан».

Занятия английским онлайн обошлись россиянам дешевле репетиторов

Онлайн-курсы изучения английского языка обходятся россиянам в среднем наполовину дешевле, чем занятия с репетиторами. Об этом свидетельствуют данные международной языковой онлайн-школы Novakid, пользователи которой в течение пандемического года смогли сэкономить на занятиях до 70% своих обычных расходов.

Стоимость занятий с репетиторами в городах России сегодня колеблется от 500 до 2000 рублей в час. Если придерживаться рекомендаций и заниматься не менее трех раз в неделю, то ежемесячный расход семьи на репетитора по английскому (из расчета 12 уроков в месяц) будет составлять в среднем 15 000 рублей в месяц. Учитывая разницу доходов населения и высокие темпы цифровизации, изучение английского, благодаря онлайн-курсам, становится более доступным и в регионах.

«Для сравнения, в Novakid стоимость 12 уроков в месяц составляет 4800 рублей. Это в три раза меньше, чем по средней ставке занятий с репетиторами. При этом родители не просто экономят, получая качественный образовательный продукт, но и не рискуют с выбором преподавателей. Оценить и принять преимущества онлайн-курсов действительно помогла пандемия. В период локдауна спрос на онлайн-занятия в Novakid рос по экспоненте: за прошедший год глобальная клиентская база образовательной платформы увеличилась на 500%, число учеников в России тоже значительно выросло», – рассказывает основатель Novakid Максим Азаров.

Резкий рост спроса на дистанционные курсы подтверждают и другие участники этого рынка. На платформе GetCourse в течение марта 2020 года продажи курсов выросли на 20%. Количество новых пользователей онлайн-университета «Нетология» во второй половине марта выросло в четыре раза. По данным опроса «Ведомостей» за последний год, из 15 крупных и средних платформ дистанционного обучения 12 сообщили о скачке спроса на онлайновые курсы.

Подробнее об изменениях в сфере дополнительного образования читайте в материале «Novakid: онлайн-курсы сократили расходы россиян на изучение английского языка на две трети».

Ася Свешникова, Алина Соболевская
© 2024 ФОМ
+ в избранное
Поделиться