«Стоп, не снято!»: киноиндустрия в эпоху ковида
«Стоп, не снято!»: киноиндустрия в эпоху ковида

Какие решения позволили мировому кинематографу выжить в условиях пандемии и почему российское кино не испытало сильных ударов коронакризиса

Как мировая киноиндустрия ответила на вызовы пандемии

Киноиндустрия одной из первых забила тревогу из-за ковида: экономика мирового кинематографа заточена на глобальные рынки, поэтому, как только Китай объявил о закрытии тысяч кинотеатров по всей стране из-за нового штамма вируса, эффект от этого мгновенно почувствовали и в Голливуде – китайский прокат ежегодно приносил крупнейшим студиям более 5 миллиардов долларов. Вскоре вирус распространился по миру, и запреты массовых мероприятий пришли почти в каждую страну. Конечно же, пострадали и кинотеатры, более того, их судьба все еще остается неизвестной: крупнейшие киносети США и многих других стран по-прежнему закрыты, а там, где они все-таки работают, действуют строгие ограничения по посещаемости. К примеру, в России можно продавать лишь четверть билетов на каждый из сеансов.

В таких условиях ключевые игроки индустрии не стали сидеть сложа руки – так, в кинематографе началась гонка самых разнообразных технологических новшеств и идей, на распространение которых ранее ушли бы годы. Первым шагом, который сделали производители и дистрибьюторы кино по всему миру, стало сокращение возможных потерь. Самые дорогостоящие по бюджету блокбастеры нуждаются в кинотеатральном прокате для того, чтобы приносить прибыль – в результате мир кино стали сотрясать переносы релизов ожидаемых фильмов. Так, почти все главные блокбастеры 2020-го – от новой серии бондианы до ремейка «Дюны» и сиквела «Матрицы» в итоге съехали на 2021 год. Однако этого оказалось недостаточно, потребовались более радикальные меры.

Самой очевидной из них стало развитие онлайн-проката: в условиях, когда посещение кинотеатров попросту небезопасно для жизни, зрителям остается лишь домашний просмотр новинок. К началу 2021 года этот факт приняли как данность даже самые неповоротливые из игроков киноиндустрии – голливудские киностудии. Так, ушла в небытие такая устоявшаяся традиция кинобизнеса, как окно между кинотеатральным релизом фильма и его появлением на стриминговых сервисах. Например, студия Warner Bros. Entertainment уже и вовсе заявила о том, что все ее главные премьеры 2021-го будут выходить одновременно в кино и онлайн (это касается и вышеупомянутых «Дюны» и «Матрицы 4»), а Disney объявила о том, что именно стриминги и создаваемый для них контент теперь станут главным ориентиром корпорации.

Подробнее о роли стриминговых платформ в современной киноиндустрии можно прочитать в материале «Дождались перемен. Онлайн, скринлайф, «Премьера»: как изменилась киноиндустрия из-за пандемии коронавируса».

Пандемия не смогла помешать подъему российского кино

Текущая ситуация продемонстрировала, что даже в условиях интенсивной глобализации в разных странах применяют свои подходы к противовирусным действиям и ограничительным мерам. Россия, по мнению экспертов зарубежного издания Deadline, выбрала довольно противоречивый и, в некоторой степени, более мягкий подход к карантинным ограничениям. В результате даже глобальный коронакризис не смог выбить из колеи российскую киноиндустрию, где до карантина наблюдался настоящий бум в сфере производства фильмов и кинопроката.

Авторы статьи пишут, что даже на фоне пандемии Россия не только пожинает плоды индустрии развлечений внутри своих границ, но и активно завоевывает мировой кинорынок: «Благодаря стриминговым сервисам, позволяющим уравнять возможности для всех создателей контента, российское кино находит как никогда мощный отклик и у международной аудитории».

Как считает глава государственной организации «Роскино» Евгения Маркова, это долгожданный шаг в правильном направлении, к которому российская киноиндустрия и телевидение готовились на протяжении долгих лет. Кроме того, в 2019 году Россия в очередной раз продемонстрировала свое стремление сотрудничать с международной индустрией, когда бывший премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, позволившее иностранным компаниям получать сорокапроцентную компенсацию средств, потраченных на съемки на территории России. «После распада Советского Союза начался сильнейший упадок прежде очень мощного кинематографического сообщества, куда входили продюсеры, режиссеры и сценаристы. Много лет никаких инвестиций в киноиндустрию на государственном уровне не было, – а мы все знаем, что киноиндустрия развивается тогда, когда государство ее финансирует. К счастью, последние 10 лет мы наблюдаем рост инвестиций со стороны Министерства культуры, а также от Российского фонда кино и целого ряда новых игроков», – рассказала Евгения Маркова.

Она также пояснила, что в число таких «новых игроков» входят, в частности, Российский экспортный центр, Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы, а также Агентство креативных индустрий. Естественно, пандемия замедлила практически все процессы, включая киноиндустрию. Однако на экспериментальный период, охватывающий 2021–2022 годы, российское правительство выделило $1,3 млн для поддержки кинематографа, сообщается в статье.

Ася Свешникова
© 2024 ФОМ
+ в избранное
Поделиться