Самые необычные эпидемии
Самые необычные эпидемии

Как смех, танцы и пот оказались заразными и опасными для жизни многих людей

Фото: artchive.ru

Эпидемии сопровождают человечество на протяжении всей истории, и для самых известных и масштабных из них (например, испанки и ковида) характерны схожие и, в целом, обыденные симптомы. Кашель, насморк, жар, слабость – так проходят не только простудные, но и вирусные заболевания у большинства людей. Однако есть несколько знаменательных случаев, когда немалые группы людей охватывали эпидемии с крайне странными симптомами. Об этом и пойдет речь в данной подборке. 

Эпидемия смеха в Танганьике

Фото: pikabu.ru

Это случилось 30 января 1962 года в женской школе танзанийской деревни Кашаша. Ничто не предвещало беды, но в какой-то момент одна из девочек поделилась с другой чем-то забавным, и та начала заразительно хохотать. Вскоре к ней присоединились другие девочки, следом за ними – все остальные: и вот уже по полу каталась вся школа, включая взрослых. Но это было только начало: хохот вышел за пределы учебного заведения и переметнулся на остальных жителей деревни, а от них распространился и на несколько других, близлежащих поселений. На словах описанное кажется безобидным, однако в реальности ситуация оказалась плачевной, ведь от нее пострадали более тысячи человек. От приступов неконтролируемого смеха люди в какой-то момент начинали плакать и кричать, падали в обморок и едва могли дышать. Некоторым удавалось остановиться, однако спустя время смех снова брал верх. Припадки могли продолжаться от нескольких часов до нескольких дней, люди покрывались сыпью и не могли сдерживать кишечные газы. В итоге регион был охвачен хаосом и безумием на полтора года. 

Что же произошло тогда в этой африканской глуши и почему? Ученые считают, что это была массовая истерия, или так называемая психическая эпидемия. История знала и другие подобные случаи, когда люди без видимой внешней причины вдруг начинали синхронно повторять какие-то психотические действия. В случае с «эпидемией смеха в Танганьике» основной причиной ее возникновения считают сильный стресс. В тот момент в стране осуществлялась смена государственного строя: Танганьика получила независимость от Великобритании и занялась формированием собственной государственности. Кроме того, школа, в которой учились девочки, была христианской, но все дети происходили из семей, где были распространены местные верования, из-за чего могли иметь место трудности с адаптацией учащихся к инородной традиции. Из-за этих факторов сложилась стрессовая обстановка, вследствие которой случилось такое «поведенческое истерическое заражение».  

Интересно, что и некоторые другие психические эпидемии начинались именно в школах, в частности – в религиозных учебных заведениях. Психолог Роберт Бартоломью объяснял это тем, что дети в подобных заведениях пребывают в постоянном нервном напряжении, поскольку вынуждены подчиняться жестким правилам. Нарастающие в них чувства тревожности, бессилия и разочарования пагубно сказываются на психике и иногда приводят к взрыву бессознательной истерии. А заразность последней похожа на эффект домино – достаточно сорваться кому-то одному, и вслед за ним срываются и все остальные. 

Узнать больше об этом психологическом феномене и других его проявлениях можно в материале «Эпидемия смеха в Танганьике – почему целая деревня смеялась в течение полутора лет» 

Танцевальная чума

Фото: cameralabs.org

Еще один известный пример того, как подсознание берет верх над психикой и приводит к массовой одержимости, относится к 1518 году. Эта история произошла в Страсбурге. Тогда все началось с одной женщины, фрау Троффеа, которая внезапно начала танцевать на городской улице. Поначалу люди просто наблюдали за ней, смеялись и аплодировали, не понимая, почему она это делает. Меж тем ее танец продолжался в течение шести дней и ночей (прерывался он лишь, когда Троффеа теряла сознание). В какой-то момент к фрау присоединились соседи, и всем уже стало не до смеха: помешательство стремительно распространялось, и в итоге весь следующий месяц беспрестанно танцевали 400 человек. Причем танцевали они без музыкального сопровождения, без песен, доводя себя до изнурения или даже смерти. 

Казалось бы, в средневековые времена городские лидеры должны были объявить такую пляску массовой одержимостью и инициировать обряды экзорцизма. Но вместо этого они отнеслись к беспощадным танцам как к какому-то естественному явлению. Согласно популярной в то время гуморальной теории, состояние человека зависит от баланса жидкостей, и такого рода активность местные врачи объяснили «горячей кровью», предложив больным просто избавиться от лихорадки. Для этого в городе построили сцену, куда пригласили танцоров, наняв в помощь им группу музыкантов. Но вскоре истощенные и окровавленные танцоры стали умирать от инсультов и сердечных приступов. Помочь им было невозможно. 

Некоторые исследователи связывают «танцевальную чуму» с возможной активизацией коллективного бессознательного. Другие объяснения включают так называемый эрготизм – отравление человека алкалоидами спорыньи (т. е. психотропными грибами, которые паразитируют на стеблях ржи и пшеницы). Но последняя версия может быть опровергнута, поскольку спорынья в какой-то момент прекращает снабжение конечностей, что затрудняет скоординированное движение. Еще одна версия объясняет «танцевальную чуму» совокупностью таких факторов, как голод, болезни, склонность к панике и вера многих жителей Эльзаса в чудотворную силу святого Вита, вблизи статуи которого танцевали несчастные «зараженные». Так, горожане верили, что танцы перед статуей этого святого могли избавить от любых болезней. При этом, согласно описаниям исследователя Джона Уоллера, люди считали, что святой Вит обладает силой, которая способна подчинять разум и принуждать человека к танцу, – это считалось своего рода проклятием. Страх этого проклятия делал людей уязвимыми настолько, что, начав танцевать, они входили в некий транс. Выходит, что они начинали танцевать, чтобы избавиться от болезней, но из-за страха проклятия сходили с ума и не могли остановиться. Интересно, что в честь святого Вита названа другая «танцевальная» болезнь – хорея («танец святого Вита»), однако ее симптомы имеют физические основания вроде ревматизма. А описанная «танцевальная чума» поражала людей без разбора, из-за чего и считается психической эпидемией. 

Так или иначе, окончательной разгадки этой тайны нет. Зато известно, что случай «танцевальной чумы» в Эльзасе был не единственный: так, на известной гравюре Питера Брейгеля Младшего изображено похожее явление, произошедшее в 1564 году в бельгийском Моленбеке. 

Подробнее узнать о «танцевальной чуме» и подобных ей случаях можно из материала «Танцевальная чума 1518 года: как случилась средневековая психическая эпидемия» 

Английский пот

Фото: onliner.by

Еще одна загадочная эпидемия, вошедшая в историю в связи со своим характерным симптомом, охватила Англию и Европу в XV–XVI веках. Она известная под названием «английская потливая горячка» или, кратко, «английский пот». Первые вспышки ее были зафиксированы в начале правления Генриха VII, первого из династии Тюдоров. Считается, что заболевание в страну принесли французские и бретонские наемники, из которых по большей части состояла армия короля. Симптомы в целом были достаточно обыденные (головокружение, озноб, сонливость), но среди них выделялось чрезмерное потоотделение, в честь которого и назвали болезнь. 

Фрэнсис Бэкон в «Истории правления короля Генриха VII» писал, что болезнь не разносилась по телу кровью или соками, поскольку сопровождалось карбункулами, багровыми или синеватыми пятнами и тому подобными проявлениями заражения всего тела. В итоге тлетворные испарения достигали сердца и поражали жизненные центры, а это побуждало организм к усилиям, направленным на то, чтобы вывести эти испарения путем усиленного выделения пота. Люди понятия не имели, откуда «английский пот» появляется и как передается. Удалось лишь установить, что от него нет спасения, и даже переболевшие рисковали снова заразиться. 

Вспышка такой болезни в самом начале правления нового короля непременно истолковывалась как дурной знак. И в этой связи интересно то, что следующая вспышка «английского пота» пришлась на правление сына этого короля – Генриха VIII. Причем именно этому заболеванию монарх был обязан своим титулом: изначально наследником был его старший брат Артур, принц Уэльский, но он умер совсем молодым, и основной причиной его смерти историки считают как раз потницу (еще одно название «английского пота»). Этой же болезнью, вероятно, переболела будущая вторая жена Генриха VIII Анна Болейн. 

Эпидемия 1528 года стала самой трагической в истории болезни: жертвы исчислялись тысячами, причем уже не только в Англии, но и на континенте. Болезнь добралась до Польши, Великого княжества Литовского, Великого княжества Московского, Швеции и Норвегии. Последняя крупная жатва «английского пота» пришлась на середину XVI века, но с тех пор болезнь не давала о себе знать. 

История самых необычных эпидемий на этом не закончена; мы продолжим рассказывать о них в следующем дайджесте. 

Константин Жигадло
© 2024 ФОМ
+ в избранное
Поделиться