О том, что мешает начинающим бизнесменам добиться успеха, и советах экспертов по преодолению трудностей
Несмотря на то, что сфера молодежного предпринимательства в России в последние годы поддерживается государством, юным бизнесменам приходится сталкиваться со многими препятствиями. Это и социально-экономические проблемы, провоцируемые внутренними и внешними политическими кризисами, и элементарный недостаток опыта и знаний у самих предпринимателей. Трудностям и их преодолению молодыми предпринимателями посвящен этот дайджест.
В последние пару лет проблемы в сфере молодежного предпринимательства в России неоднократно обсуждались на самом высоком уровне. В частности, тему затрагивали в двух панельных дискуссиях на ПМЭФ-2021. Тогда эксперты обозначили такие трудности, как:
Так, генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Светлана Чупшева отметила недостаток серьезных исследований на тему роста числа несовершеннолетних, организующих свой бизнес. А руководитель Центра молодежных инициатив АСИ Александр Вайно самую большую проблему увидел в отсутствии диалога с молодежью, подчеркнув, что вопросы, непосредственно касающиеся молодежи, решаются без прямого участия представителей этой самой молодежи. Директор Высшей школы государственного управления РАНХиГС Алексей Комиссаров заявил, что реализация себя в предпринимательстве для молодежи – «один из самых лучших, если не самый лучший путь». Но для обеспечения беспроблемного входа молодых ребят в бизнес и повышения привлекательности условий его ведения необходимы новые регуляторные механизмы и организационные инструменты.
В 2022 году социально-экономическая обстановка усугубилась еще сильнее, чем во время начала пандемии. На этом фоне обострились проблемы молодых предпринимателей. Специалисты всероссийской программы по развитию молодежного предпринимательства «Росмолодежь.Бизнес» выделили следующие:
Узнать больше о проблемах молодых предпринимателей в 2021–2022 годах и решениях, предлагаемых чиновниками, можно из материалов «Молодежное предпринимательство: проблемы и решения» и «Названы самые распространенные проблемы молодого начинающего предпринимателя в России»
Летом 2022 года РБК опросил молодых предпринимателей-участников рейтинга Forbes «30 до 30», как изменился их бизнес после начала СВО. Вот краткое изложение некоторых историй.
Денис Гончаров, основатель стартапа NOLI Music inc (24 года):
Ситуация: Компания NOLI Music inc занимается разработкой умной электрогитары для людей с ограниченными возможностями. По словам Дениса Гончарова, с конца февраля 2022 года изменилось все: «Старые схемы больше не работают, а новых еще нет. Все попали в ситуацию, когда надо принимать решения здесь и сейчас». При этом компания смогла найти наладить работу в новых условиях, хотя долго адаптировалась к ним.
Главная проблема: поиск инвестиций.
Прогноз на будущее: Денис Гончаров не дает никаких прогнозов относительно развития бизнеса в данной ситуации, но верит, что любые перемены – это новые возможности.
Совет: Денис Гончаров видит возможности развития только посредством стартапов и частного бизнеса («Не отчаиваться и не мыслить шаблонами, только если это не ваши собственные шаблоны»).
Юлия Марсель, соосновательница компании Greenwise (26 лет):
Ситуация: Компания Greenwise специализируется на производстве альтернативных мясу растительных продуктов. По оценке Юлии Марсель, после начала СВО покупательная способность в России снизилась на 30%. В связи с ростом курса валют выросли цены на многие продуктовые составляющие и логистику.
Главные проблемы: экспортная торговля в недружественные страны стала практически невозможной.
Прогноз на будущее: молодых предпринимателей в России будет становиться все больше.
Совет: ориентироваться на новые рынки сбыта в странах MENA (Ближний Восток и Северная Африка), Африки и Азии.
Марсель Гумеров, сооснователь AppScience (28 лет):
Ситуация: Компания AppScience доставляет из западных стран в Россию химические реактивы и расходные материалы для научных лабораторий в фармкомпаниях и институтах. Но с марта 2022 года эта деятельность стала невозможной.
Главные проблемы: увеличение логистических цепочек и сроков поставки, повышение цен на логистику на 10–20%, открытие счета в иностранном банке.
Прогноз на будущее: Марсель Гумеров видит большое количество освободившихся ниш, в которых практически нет конкуренции. Крупные игроки по доставке ушли с российского рынка, вызвав краткосрочные проблемы с поставками, но в долгосрочной перспективе это позволит выстроить свою собственную логистику, которая будет решать не только задачи клиентов, но и проблемы всего рынка. Появилась возможность поиска аналогов западной продукции в Индии и Китае. По словам Марселя Гумерова, подобных «пустот» образовалось довольно много, что дает шанс российским предпринимателям: товары повседневного спроса, общепит, медиа и даже электроника – рынки с отличным потенциалом и непокрытым спросом. Марсель Гумеров считает, что общий объем продаж в этих нишах сильно уменьшится, но отсутствие конкуренции в них покроет этот недостаток.
Совет: действовать быстрее и решительнее («Обивать пороги венчурных фондов и пробиваться на бесконечные питч-сессии и раньше не стоило, а сейчас это полностью потеряло свою актуальность. Сегодня важны только быстрые действия, направленные на создание прибыльного бизнеса»).
Ознакомиться с историями и советами других участников рейтинга Forbes можно в материале «Молодые бизнесмены – РБК: “Старые схемы не работают, а новых еще нет”»
Согласно статистическим данным на январь 2023 года, об открытии собственного бизнеса думает каждый второй наемный работник, но на реальные действия решается чуть больше 20%. Причем половина из тех, кто все-таки стартовал в бизнесе, теряет интерес к собственному делу после столкновения с первыми трудностями. В помощь начинающим предпринимателям сайт Regberry.ru приводит подборку самых распространенных ошибок молодых бизнесменов. К ним относятся:
Узнать о других типичных ошибках начинающих предпринимателей можно из материала «Десять самых распространенных ошибок начинающих предпринимателей»