Проблемы молодых предпринимателей
Проблемы молодых предпринимателей

О том, что мешает начинающим бизнесменам добиться успеха, и советах экспертов по преодолению трудностей

Несмотря на то, что сфера молодежного предпринимательства в России в последние годы поддерживается государством, юным бизнесменам приходится сталкиваться со многими препятствиями. Это и социально-экономические проблемы, провоцируемые внутренними и внешними политическими кризисами, и элементарный недостаток опыта и знаний у самих предпринимателей. Трудностям и их преодолению молодыми предпринимателями посвящен этот дайджест. 

Обозначение проблем

В последние пару лет проблемы в сфере молодежного предпринимательства в России неоднократно обсуждались на самом высоком уровне. В частности, тему затрагивали в двух панельных дискуссиях на ПМЭФ-2021. Тогда эксперты обозначили такие трудности, как: 

  • недостаточная урегулированность на федеральном уровне вопросов поддержки молодежного предпринимательства; 
  • нехватка «мест притяжения» молодежи; 
  • несформированность культуры молодежного предпринимательства; 
  • различие возможностей в продвижении молодежных идей в федеральных центрах по сравнению с другими регионами; 
  • недостаток наставнической и материальной поддержки при вхождении в бизнес. 

Так, генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Светлана Чупшева отметила недостаток серьезных исследований на тему роста числа несовершеннолетних, организующих свой бизнес. А руководитель Центра молодежных инициатив АСИ Александр Вайно самую большую проблему увидел в отсутствии диалога с молодежью, подчеркнув, что вопросы, непосредственно касающиеся молодежи, решаются без прямого участия представителей этой самой молодежи. Директор Высшей школы государственного управления РАНХиГС Алексей Комиссаров заявил, что реализация себя в предпринимательстве для молодежи – «один из самых лучших, если не самый лучший путь». Но для обеспечения беспроблемного входа молодых ребят в бизнес и повышения привлекательности условий его ведения необходимы новые регуляторные механизмы и организационные инструменты.  

В 2022 году социально-экономическая обстановка усугубилась еще сильнее, чем во время начала пандемии. На этом фоне обострились проблемы молодых предпринимателей. Специалисты всероссийской программы по развитию молодежного предпринимательства «Росмолодежь.Бизнес» выделили следующие: 

  • поиск финансирования; 
  • поиск компетентных сотрудников; 
  • нехватку знаний для масштабирования бизнеса; 
  • налогообложение;  
  • страх и неуверенность в себе молодых предпринимателей. 

Узнать больше о проблемах молодых предпринимателей в 2021–2022 годах и решениях, предлагаемых чиновниками, можно из материалов «Молодежное предпринимательство: проблемы и решения» и «Названы самые распространенные проблемы молодого начинающего предпринимателя в России» 

Новые условия – новые решения

Летом 2022 года РБК опросил молодых предпринимателей-участников рейтинга Forbes «30 до 30», как изменился их бизнес после начала СВО. Вот краткое изложение некоторых историй. 

Денис Гончаров, основатель стартапа NOLI Music inc (24 года): 

Ситуация: Компания NOLI Music inc занимается разработкой умной электрогитары для людей с ограниченными возможностями. По словам Дениса Гончарова, с конца февраля 2022 года изменилось все: «Старые схемы больше не работают, а новых еще нет. Все попали в ситуацию, когда надо принимать решения здесь и сейчас». При этом компания смогла найти наладить работу в новых условиях, хотя долго адаптировалась к ним. 

Главная проблема: поиск инвестиций. 

Прогноз на будущее: Денис Гончаров не дает никаких прогнозов относительно развития бизнеса в данной ситуации, но верит, что любые перемены это новые возможности. 

Совет: Денис Гончаров видит возможности развития только посредством стартапов и частного бизнеса («Не отчаиваться и не мыслить шаблонами, только если это не ваши собственные шаблоны»). 

 

Юлия Марсель, соосновательница компании Greenwise (26 лет): 

Ситуация: Компания Greenwise специализируется на производстве альтернативных мясу растительных продуктов. По оценке Юлии Марсель, после начала СВО покупательная способность в России снизилась на 30%. В связи с ростом курса валют выросли цены на многие продуктовые составляющие и логистику. 

Главные проблемы: экспортная торговля в недружественные страны стала практически невозможной. 

Прогноз на будущее: молодых предпринимателей в России будет становиться все больше. 

Совет: ориентироваться на новые рынки сбыта в странах MENA (Ближний Восток и Северная Африка), Африки и Азии. 

 

Марсель Гумеров, сооснователь AppScience (28 лет):  

Ситуация: Компания AppScience доставляет из западных стран в Россию химические реактивы и расходные материалы для научных лабораторий в фармкомпаниях и институтах. Но с марта 2022 года эта деятельность стала невозможной. 

Главные проблемы: увеличение логистических цепочек и сроков поставки, повышение цен на логистику на 10–20%, открытие счета в иностранном банке. 

Прогноз на будущее: Марсель Гумеров видит большое количество освободившихся ниш, в которых практически нет конкуренции. Крупные игроки по доставке ушли с российского рынка, вызвав краткосрочные проблемы с поставками, но в долгосрочной перспективе это позволит выстроить свою собственную логистику, которая будет решать не только задачи клиентов, но и проблемы всего рынка. Появилась возможность поиска аналогов западной продукции в Индии и Китае. По словам Марселя Гумерова, подобных «пустот» образовалось довольно много, что дает шанс российским предпринимателям: товары повседневного спроса, общепит, медиа и даже электроника рынки с отличным потенциалом и непокрытым спросом. Марсель Гумеров считает, что общий объем продаж в этих нишах сильно уменьшится, но отсутствие конкуренции в них покроет этот недостаток. 

Совет: действовать быстрее и решительнее («Обивать пороги венчурных фондов и пробиваться на бесконечные питч-сессии и раньше не стоило, а сейчас это полностью потеряло свою актуальность. Сегодня важны только быстрые действия, направленные на создание прибыльного бизнеса»).  

Ознакомиться с историями и советами других участников рейтинга Forbes можно в материале «Молодые бизнесмены – РБК: “Старые схемы не работают, а новых еще нет”» 

Ошибки новичков

Согласно статистическим данным на январь 2023 года, об открытии собственного бизнеса думает каждый второй наемный работник, но на реальные действия решается чуть больше 20%. Причем половина из тех, кто все-таки стартовал в бизнесе, теряет интерес к собственному делу после столкновения с первыми трудностями. В помощь начинающим предпринимателям сайт Regberry.ru приводит подборку самых распространенных ошибок молодых бизнесменов. К ним относятся: 

  • Неоправданные ожидания легкого и быстрого успеха. Вести собственный бизнес ничуть не легче, чем работать на чужой, поскольку в этом случае начинающий бизнесмен несет ответственность не перед одним, а перед несколькими «начальниками»: клиентами, поставщиками, арендодателями, госорганами. Так что, начиная бизнес, каждый должен быть готов к зависимости от других людей и структур и учиться взаимодействовать с ними. 

  • Отсутствие плана действий. Для начала необходимо проанализировать всю доступную информацию, связанную со сферой деятельности: бизнес-планы, книги и статьи, предложения франчайзеров, реальные кейсы. Если есть возможность хотя бы временно потрудиться в компании, работающей в выбранном или даже смежном направлении, то ей обязательно нужно воспользоваться.  

  • Непонимание своей целевой аудитории. Мало просто заниматься тем, что нравится, нужно задавать себе вопросы о том, кто потенциальные покупатели и клиенты, какие у них потребности и уровень дохода, как часто они будут нуждаться в предлагаемом товаре или услуге, и каков порог насыщения в нише.  

  • Неумение продавать. Потребности клиента – превыше всего, а преимущества своей услуги или товара надо еще до целевой аудитории донести. Необходимо продумать заранее, какие рекламные каналы стоит использовать и какие маркетинговые приемы применять. 

  • Неумение распоряжаться деньгами. Некоторые начинающие предприниматели слишком увлекаются атрибутами бизнеса: офис в престижном месте, дорогой служебный автомобиль. Но лучше тратить стартовый капитал на организацию первых продаж, формирование базы клиентов и повышение качества продукта или услуги. Опытные бизнесмены советуют стартовать с минимальным капиталом – не стоит сразу замахиваться на какие-то грандиозные проекты, для начала нужно получить хотя бы скромный доход. 

Узнать о других типичных ошибках начинающих предпринимателей можно из материала «Десять самых распространенных ошибок начинающих предпринимателей» 

Константин Жигадло
© 2024 ФОМ
+ в избранное
Поделиться