Как российских школьников стали обучать азам предпринимательской деятельности
Практика ведения предпринимательских классов в российских школах существует уже несколько лет. В начале нового десятилетия, несмотря на пандемию и прочие трудности в стране и мире, концепция предпринимательского класса продолжила развитие. В 2021 году в 44 школах Москвы открылись предпринимательские классы. Ученики начали постигать основы ведения бизнеса, изучать новые информационные технологии и даже разрабатывать собственные бизнес-проекты, которые в перспективе могут оказаться полезны городу и стране. Инновация была осуществлена в рамках проекта «Предпринимательский класс в московской школе», одним из основных партнеров которого является Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, сотрудники которого стали кураторами школ-участниц проекта. Эксперты университета разработали как элективные курсы для учеников, получающих профильное образование, так и непрерывные курсы повышения квалификации для педагогов. Организаторы проекта считают, что предпринимательские классы способствуют созданию непрерывной системы бизнес-образования и раннему профессиональному самоопределению учащихся, а также формированию особой предпринимательской экосистемы, аккумулирующей усилия школ, вузов, компаний-партнеров, технопарков и организаций реального сектора экономики.
Параллельно с реализацией проекта в столице концепция уроков предпринимательства опробована и в других регионах. Например, в Ульяновской области с 2014 года функционирует образовательный проект «Лига школьного предпринимательства». По словам его руководителя Александра Захарова, основная идея заключается в том, что школьники делятся на команды, каждая из которых создает бизнес-план и презентует его экспертному сообществу. Сама образовательная программа делится на четыре основных блока. Первый блок посвящен поиску бизнес-идеи и ниши, их оценке и юридическим основам предпринимательской деятельности. Второй посвящен маркетингу и анализу рынка. Третий – составлению бизнес-плана и основам финансовой грамотности. Наконец, в рамках четвертого блока школьников обучают различным soft skills по построению команды, и в финале они выступают с презентациями своих проектов.
За время существования проекта обучение предпринимательству прошли более 4000 школьников. Александр Захаров подчеркивает, что детей учат не открывать бизнес, а именно развивать предпринимательские компетенции, то есть быть предприимчивыми, обладать финансовой грамотностью, понимать природу инвестиций и уметь отличать реальные инвестиции от фальшивых и вредоносных вроде финансовых пирамид. У некоторых ребят в процессе обучения образуются карьерные перспективы: в рамках проекта учащиеся постоянно коммуницируют с предпринимателями, которые в дальнейшем могут поддерживать их проекты и брать лучших участников на работу.
Похожий проект под названием «Это бизнес, детки!» реализуется в Тюменской области, там же, при региональном отделении организации «Опора России», функционирует бизнес-клуб подростков. В 2023 году планируется открыть предпринимательские классы в регионах, вошедших в состав РФ минувшей осенью.
Узнать больше о проектах по обучению школьников предпринимательству, можно в материале «Дело молодое: чему учат школьников в предпринимательских классах»
Мы живем во времена постоянно меняющейся реальности: пандемия, экономические кризисы, нестабильная политическая обстановка. На фоне всех этих событий выживать и работать становится все сложнее как предпринимателям, так и тем, кто работает по найму. Однако именно предприниматели, проявляющие в текущей ситуации свойства антихрупкости, задают сегодня новые тренды. В свою очередь они влияют на выбор карьерной траектории у соискателей вакансий. Практически каждый профессионал, желающий преуспеть на рынке труда, должен уметь «мыслить как предприниматель». В ходе опроса, проведенного в 2020 году, компания HeadHunter сформировала список умений, которые больше всего ценятся работодателями. В первую пятерку попали:
Эти soft skills как раз совпадают с навыками, которым наиболее часто обучают предпринимателей. Совпадение неслучайно: по мнению популярного писателя-футуриста Жаме Кашио, на смену VUCA-миру (аббревиатура расшифровывается как «нестабильный, неопределенный, сложный и неоднозначный») в 2020 году вместе с пандемией пришла концепция BANI («хрупкий, тревожный, нелинейный, непонятный»). Это концепция реальности, в которой нестабильность превращается в хаотичность, а результаты даже незначительных действий невозможно предугадать. Резко и непредсказуемо меняются социальная, политическая, экономическая ситуации. В таких условиях предпринимательские качества (гибкость, эмпатия, решительность, умение анализировать и рисковать) позволяют людям быть более устойчивыми, благодаря чему они обретают большую ценность. На фоне драматических трансформаций мира предпринимательство приобретает все большую поддержку и популярность. Москва и регионы активно поддерживают малый и средний бизнес, а возраст стартаперов стремительно снижается.
Перечисленные выше навыки останутся востребованными и в дальнейшем. При этом опрос HeadHunter показал, что у среднего соискателя вакансий подобные компетенции, в особенности эмоциональный интеллект и умение вести переговоры, встречаются нечасто. Формируется запрос на обучение этим навыкам, в определенный момент он даже был сформулирован на государственном уровне: в поручении Президента РФ от 2020 года (Пр-647, п. 3б) указано: «Представить предложения по внедрению в образовательный процесс дополнительных общеобразовательных программ предпринимательской направленности для детей». Так перед образовательными учреждениями возникла новая задача – учить детей бизнес-мышлению, для чего и создаются новые проекты предпринимательских классов.
Что немаловажно, представители педагогического сообщества активно поддерживают инициативу. Например, директор Экономического лицея РЭУ им. Г. В. Плеханова Елена Архипова считает, что курсы обучения детей предпринимательству естественным образом закрывают целый комплекс нормативных образовательных задач – в частности, проблему профориентации. Ведь, согласно данным Минтруда, больше трети выпускников российских вузов работают не по специальности, и это – результат неэффективной профориентации, которая начинается еще в школе. У детей мало возможностей на практике попробовать себя в разных ролях и найти свое дело. А занятия по предпринимательству в школе, которые предполагают личную инициативу и создание какого-то продукта – индивидуально или в команде – помогают школьникам точнее определиться со своими предпочтениями. При этом ученик вовсе не обязательно должен в дальнейшем стать бизнесменом: вполне возможно, что благодаря этим курсам он сможет понять, что ему больше по душе процессуальная работа. Главное – он будет заранее ознакомлен с выбором, перед которым может предстать в будущем.
Уроки предпринимательства оказываются полезны и в свете других задач, стоящих сегодня перед школой. Так, например, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт третьего поколения вводят в образовательную программу обязательное патриотическое и трудовое воспитание, а курс по истории российского предпринимательства, в который уместно встраивается и краеведческий компонент, как раз отвечает этим требованиям.
Ознакомиться с прочими важными нюансами развития у школьников предпринимательских компетенций можно в статье «Зачем и как растить предпринимателей со школьной скамьи»
В сентябре 2022 года учитель истории и обществознания Юлия Багно, являющаяся одним из авторов «Учительской газеты», опубликовала в ней подборку полезных интернет-ресурсов для учащихся предпринимательских классов. Помимо ресурса городского проекта «Предпринимательский класс», в нее вошли:
Ознакомиться с перечнем других интересных проектов и мероприятий для учащихся предпринимательских классов вы можете благодаря материалу «Предпринимательский класс»