Покупки россиян. Что изменилось после пандемии
Покупки россиян. Что изменилось после пандемии

С какими потерями вернулись к жизни торговые центры, каковы требования потребителей к онлайн-магазинам и на что чаще всего тратятся россияне

Больше половины россиян продолжат покупать онлайн

Сервис маркетинговых исследований «Яндекс.Взгляд» провел онлайн-опрос на тему потребления товаров повседневного спроса. В результате выяснилось, что более половины респондентов не планировали сокращать долю онлайн-покупок даже после снятия всех ограничений. Так, покупать продукты питания чаще, чем до изоляции, или на том же уровне собирались 56% опрошенных, а косметику и товары личной гигиены – 75%. Около 73% россиян сказали, что продолжат покупать онлайн товары для животных.

Аналитики «Яндекс.Взгляд» изучили и предпочтения покупателей. Они отметили, что самоизоляция спровоцировала рост объемов онлайн-покупок в категориях «Продукты питания», «Бытовая химия и уход за домом», «Косметика и личная гигиена» и «Товары для животных» (от 34 до 64% опрошенных делали покупки в период карантина чаще, чем до его введения). От 3 до 6% респондентов впервые воспользовались онлайн-заказом именно во время самоизоляции. Среди актуальных преимуществ интернет-шопинга 53% людей назвали возможность покупать в любом месте и в любое время.

Почти 40% опрошенных отметили, что не завершают покупки, если не находят подходящих вариантов доставки. 56% покупателей сообщили, что при заказе продуктов питания для них важна быстрая доставка, 58% назвали широкий ассортимент товаров и 37% – наличие программ лояльности. При выборе бытовой химии, напротив, решающим оказался ассортимент – этот фактор отметили 57% респондентов. В категории товаров для животных широкий выбор важен для 52% покупателей.

На что обращали внимание покупатели при онлайн-выборе косметики, читайте в материале «Опрос: более половины россиян после пандемии планируют покупать товары онлайн».

Безналичные расходы россиян: за что теперь платят карточкой

По данным ВТБ, в июле 2020 года общий объем трат по банковским картам сети достиг допандемического уровня и даже превысил его: объем транзакций оказался на 5% выше показателей марта. Чаще всего россияне платят за одежду и электронику, а на походах в рестораны, кафе и на оплате услуг экономят – эти затраты ниже, чем до пандемии, на 19% и 12% соответственно.

Июль стал успешным для внутреннего туризма: россияне потратили на отечественные отели на 18% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Самыми популярными направлениями для поездок, в которых тратились деньги, стали Ленинградская область, Сочи и Краснодарский край, Калининградская область и Карелия. К слову, расходы на прокат транспорта в разгар лета выросли на 61% по сравнению с июлем прошлого года.

Заместитель президента-председателя правления ВТБ Анатолий Печатников отмечает, что эти цифры связаны с расширением работы торговых точек и сферы услуг в большинстве регионов страны, а также с восстановлением платежеспособности россиян. По его словам, объем зарплатных начислений в июне почти на 3% превысил апрельские значения и сравнялся с мартовскими.

Подробнее о тратах россиян в пандемическое лето читайте в материале «Россияне стали тратить столько же, сколько до пандемии».

Шоппинг как необходимость

В начале июля IT-компании «Эвотор» провела исследование, чтобы выяснить, как идут дела у торговых центров в крупных городах России. Главный вывод: посещаемость ТЦ не вернулась на доковидный показатель, но для отрасли не все потеряно.

Наилучшие темпы восстановления покупательского трафика показали объекты в Севастополе, Ижевске и Тюмени. В крымском городе карантинные ограничения сняли еще после майских праздников, и к концу июня показатель посещаемости ТЦ достиг 84% от былого объема. В Удмуртии запреты были ослаблены только в начале июня, но уже к концу месяца торговые центры вернули себе 87% посетителей. Тюменские же торговые галереи показали наилучшие результаты – с конца июня по начало июля они восстановили 94% покупательского трафика. По данным «Эвтотора», в некоторых регионах пик активности посетителей пришелся на внеурочный выходной 1 июля.

В тех регионах, где к началу июля сохранялись ограничительные меры, результаты были неутешительными. Например, в Казани посещаемость торговых центров в начале июля составила лишь 28% от средних значений до пандемии, в Санкт-Петербурге – 34%, в Екатеринбурге – 36%.

В Москве к началу июля трафик в наиболее популярных торговых центрах в среднем восстановился на 60–80% от доковидных показателей. При этом эксперты отметили, что шоппинг представлял собой больше необходимость, чем удовольствие, и что для постепенного восстановления рынка важно, чтобы не пришла вторая волна коронавируса.

Также эксперты прогнозируют, что по итогам года ТЦ в среднем потеряют более 20% выручки и покажут убыток вместо прибыли по итогам года. Однако один неудачный год не приведет к краху индустрии – таковы оптимистичные ожидания.

Как российские ТЦ справляются с последствиями пандемии, читайте в материале «Мимо кассы: трафик в торговых центрах не восстановился после карантина».

Ася Свешникова, Алина Соболевская
© 2024 ФОМ
+ в избранное
Поделиться