Как пандемия повлияла на сферу труда
Как пандемия повлияла на сферу труда

Что пишут про коронавирус в вакансиях, где в стране наиболее востребованы интернет-маркетологи и какие профессии выживут после эпидемии

Коронавирус в вакансиях

Российская компания интернет-рекрутмента HeadHunter проанализировала более 3000 вакансий за март и апрель, в которых упоминался коронавирус, и выяснила, в каком контексте о нем писали работодатели. Неудивительно, что чаще всего вирус «встречался» в вакансиях из сферы медицины (74%), где искали специалистов для борьбы с эпидемией: врачей, медсестер, лаборантов для тестов на COVID-19. Значительно реже коронавирус упоминался в вакансиях сфер рабочего персонала (19%), IT и телекома (6%), продаж (6%), банковской отрасли (4%) и маркетинга (2%). Специалисты HeadHunter изучили эти предложения и выделили четыре основных повода для упоминания COVID-19.

Первый повод: причины открытия вакансии. Одни вакансии предполагали временный (проектный) характер работы, другие – постоянный. В первом случае обычно так и писали: «На период коронавируса (проектная работа)», во втором – как правило, обозначали характер работы: «Для строительства госпиталя для борьбы с коронавирусом», «В условиях коронавируса срочно требуются швеи по пошиву защитных масок».

Второй повод: условия работы в период пандемии. Из-за принятых профилактических мер в стране организации разделились на два типа: те, кто мог продолжать работу в прежнем режиме, и те, у кого такой возможности не было (многие из таких компаний перешли на дистанционный режим работы, если это позволял характер их деятельности). Поэтому некоторые вакансии сразу уточняли формат работы, например: «В связи с неопределенной ситуацией с коронавирусом в настоящий момент работа осуществляется в удаленном формате» или «На период коронавируса дистанционно, после коронавируса офис в центре Москвы».

Упоминался коронавирус и в условиях проведения собеседований. Даже те компании, которые продолжили работу в офисах, перевели встречи с соискателями (по крайней мере, первичные) в удаленный формат. Об этом предупреждали в вакансиях: «В связи со сложившейся ситуацией в стране и распространением пандемии коронавируса собеседования временно проводятся по Skype».

Четвертый повод: упоминание преимуществ компании. Многие работодатели поняли, что их расширение во время пандемии можно преподносить как признак надежности. И добавили соответствующие формулировки в описание своих вакансий: «Мы прибыльная компания, не привлекающая инвестиции. Даже в период экономического кризиса и коронавируса продолжаем активно развиваться и расти». Упоминание страховки от коронавируса в качестве одного из преимуществ специалисты HeadHunter встретили лишь у одного работодателя.

О том, как упоминали вирус соискатели, можно узнать из материала «Что пишут про коронавирус в вакансиях и резюме».

Рост популярности сферы онлайн-маркетинга

В настоящее время объем рынка интернет-маркетологов и SEO-специалистов в России составляет около 9–10 тысяч человек при полной занятости, говорится в исследовании сервиса «Работа.ру». При этом число соискателей существенно превосходит количество открытых вакансий – в среднем на одну вакансию на полный рабочий день приходится 11 соискателей. А по рынку в целом конкуренция еще выше: до 16 кандидатов на одну позицию, отмечают эксперты со ссылкой на данные сайта по поиску работы HH.ru.

Среди претендентов на позицию интернет-маркетолога встречаются не только профильные специалисты, но и бывшие менеджеры по продажам, PR-специалисты, администраторы сайтов, копирайтеры, SMM-специалисты, корректоры, продавцы-консультанты. Больше половины (60,5%) соискателей в этой области имеют высшее образование.

Чаще всего работу в онлайн-маркетинге ищут мужчины (65% резюме соискателей), среди которых 24% кандидатов в этой области – в возрасте 30–34 лет, 23% – старше 40 лет. Меньше всего – молодых соискателей в возрасте 20–24 лет (15%) и младше 20 лет (2%). Большая часть живет в Москве (45%), Санкт-Петербурге (14%) и Нижнем Новгороде (4%). На остальные города приходится 37% резюме кандидатов.

Со стороны работодателей картина немного иная – больше всего интернет-маркетологи нужны в Москве (30% вакансий) и в Екатеринбурге (15%). Далее идут Санкт-Петербург (12%), Нижний Новгород (9%) и Тюмень (7,5%).

Подробнее об изменениях в сфере онлайн-маркетинга вы можете узнать из материала «Спрос на работу в онлайн-маркетинге в 10 раз превысил количество предложений». 

Выживут только… кто?

В конце апреля некоторые эксперты дали свои прогнозы относительного того, кто и когда вернется в офис после пандемии, а кто так и останется на «удаленке».

«Произойдет определенный ренессанс офлайна, поскольку человек существо социальное, – прокомментировала ситуацию Александра Александрова, первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения Москвы. – Но назад в офис возьмут, видимо, не всех». По ее словам, офис станет пристанищем своеобразной элиты – тех сотрудников компании, которые ставят задачи. Основная же масса продолжит работать на удаленке, зачастую с очень большой нагрузкой, в жестких условиях с постоянными дедлайнами.

Руководитель пресс-службы HeadHunter Александр Джабаров сказал, что преимущество будет у тех компаний, которые освоили «удаленку» еще до самоизоляции. Однако подушка безопасности для бизнеса обязательно должна включать присутствие в штате специалистов, которые умеют эффективно работать вне офиса. Это, например, онлайн-маркетологи, smm-щики и программисты. 

Профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС Александр Щербаков отметил, что удаленное рабочее место стоит дешевле, поэтому компании, которые приспособились к дистанционному режиму работы, могут и не захотеть возвращаться к привычной офлайн-модели. Это на руку специалистам, которые отвечают за перевод и поддержание рабочих процессов в дистанционном формате – спрос на их услуги будет оставаться высоким.

Особую востребованность эксперты также пророчат специалистам в сфере психологической реабилитации, вирусологам и микробиологам. Пандемия резко сместила фокус внимания на все те профессии, которые связаны с медициной, качеством жизни и безопасностью. Интересной приметой времени может стать высокий спрос на личных IT-помощников: это те люди, которые помогают разобраться и настроить множество программ и инструментов для удаленной работы (научить проводить вебинары в ZOOM, например).

Директор по маркетингу кадрового агентства Kelly Services Жанна Волкова предположила, что могут появиться специалисты совсем экзотического профиля, например, профессионалы противовирусной безопасности, которые найдут применение своим талантам в сфере общественного транспорта и питания.

А вот над представителями тех профессий, без которых – как стало понятно во время самоизоляции – легко можно обойтись, сгущаются тучи. По мнению экспертов, наиболее уязвимы в этом отношении сотрудники бухгалтерии и отдела кадров, потому как это вспомогательные должности, и еще до пандемии много говорили о том, что их давно пора переводить на аутсорс. Основатель онлайн-сервиса SuperJob Алексей Захаров связал это еще и с тем, что кризис всегда влечет за собой оптимизацию штата, даже если компания не понесла убытки.

Печальные перспективы также у продавцов и кассиров в магазинах (слишком контактные профессии), секретарей и кофе-леди (на «удаленке» руководители привыкли обходиться без них), работников туристических агентств (эти услуги заметно утратили популярность еще до пандемии).

Подробнее об изменениях на рынке труда читайте в материале «В офис возьмут не всех»: кто найдет работу после пандемии».

Ася Свешникова, Алина Соболевская
© 2024 ФОМ
+ в избранное
Поделиться