Как коронакризис отразился на банковском секторе
Как коронакризис отразился на банковском секторе

Насколько усилилось неравенство крупных и мелких банков, кто из них планирует расширить сеть отделений и какие новые продукты появились в пандемию

Крупные банки смогли увеличить кредитный портфель

Пандемия коронавируса оказала неоднородное влияние на банковский сектор: крупные банки из топ-30 смогли заметно повысить эффективность бизнеса в отличие от средних и мелких игроков, сообщается в обзоре рейтингового агентства НКР. Как отмечают аналитики, таково одно из отличий коронакризиса от спада 2014–2015 годов.

Крупные банки в пандемию опередили конкурентов почти по всем бизнес-показателям. Один из них – более устойчивая динамика кредитования. В частности, за апрель–август корпоративный портфель банков из топ-30 вырос на 4%, розничный – на 5%. У остальных банков динамика была отрицательной: -4 и -7% соответственно.

Другой показатель связан с оттоком средств клиентов – крупные банки его практически не ощутили. В апреле–августе вклады населения в средних и малых банках сократились на 7%, а крупные зафиксировали приток на уровне 3%. Однако средства компаний на счетах в топ-30 уменьшились на 1% против роста на 7% в остальных банках.

Кроме этого, банки из топ-30 смогли увеличить маржинальность бизнеса, а небольшие столкнулись с ее уменьшением. По итогам первой половины 2020 года чистая процентная маржа топ-30 банков выросла с 4,1 до 4,5% год к году. Аналогичный показатель остальной части сектора заметно снизился – с 6,5 до 5,4%.

Также пандемия увеличила разрыв между банками по показателю стоимости риска (сумме резервов под кредитные потери в отношении к размеру кредитного портфеля). В первом полугодии стоимость риска крупнейших кредитных организаций составила 2,6% против 3,3% у остальных. Банки из топ-30 активнее реструктурировали кредиты, в том числе крупным заемщикам.

Подробнее о том, как крупные банки смогли выделиться на фоне кризиса, читайте в материале «Пандемия усилила неравенство крупных и мелких банков в России».

Банки не отказались от расширения сетей

Непродолжительный локдаун и отсутствие новых жестких ограничений позволили российским банкам не отказываться от планов по развитию сетей отделений, отмечает директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Антон Лопатин.

Так, свои филиалы не планирует сокращать Сбербанк. Однако сам формат офисов из-за пандемии меняется: клиенты все чаще предпочитают проводить простые операции онлайн, но по-прежнему хотят обсуждать финансовые вопросы лично в офисе, сообщает пресс-служба банка.

ВТБ с начала года открыл 29 новых офисов. Это офисы нового типа – с видеоконсультациями и записью на определенное время через чат-боты. По словам руководителя департамента администрирования региональной сети банка Вячеслава Грицаенко, они на 40% эффективнее стандартных точек продаж.

Почта Банк до конца 2021 года планирует открыть более 10 тысяч новых точек в почтовых отделениях в небольших городах и сельской местности. «До конца этого года появится 2 тысячи точек обслуживания. Банк есть даже в селах, где живут всего 100–200 человек», – рассказывает председатель правления Почта Банка Дмитрий Руденко.

Как в свою очередь поясняет Антон Лопатин, расширение или оптимизация офисной сети происходят по естественным причинам: банки, которые видят перспективы в других регионах, будут открывать там отделения. Если же банк стремится оптимизировать операционные расходы, а выручка в каких-то городах или регионах ниже, чем требуется, то отделения там будут закрываться.

Он также отмечает, что банкам, как и многим другим компаниям, арендодатели в некоторых регионах временно снизили ставку аренды, что уменьшило операционные расходы. При этом доходы банков восстановились до докризисного уровня уже в третьем квартале года.

Какие еще банки планируют расширить сеть отделений, читайте в материале «Банки открывали новые офисы во время пандемии».

Новой повседневности – новые банковские продукты и услуги

Самым популярным продуктом во время пандемии стала страховка с покрытием риска заболевания ковидом, отмечает Александр Чернощекин, руководитель дирекции цифрового бизнеса Промсвязьбанка. И это не единственное новшество, которое ввел банк. Совместно с партнерами компания запустила специальный сервис поддержки клиентов, который включает в себя комплекс юридических, медицинских и психологических услуг. Пользователи сервиса получают консультации по широкому спектру вопросов: от профилактики вирусных заболеваний до поиска работы во время пандемии.

Еще одним важным направлением работы стал перевод в онлайн операций, которые раньше были возможны только в офисе, например, покупка инвестиционных продуктов. Кроме того, был расширен список документов, которые клиенты могут предоставлять удаленно, а также усовершенствованы процессы и технологии для дистанционной идентификации клиентов, что позволило сделать послабления в процедуре дистанционного открытия счетов.

Больше информации о том, как банки приспосабливаются к новому миру, вы найдете в материале «В пандемию мы стали более эффективно использовать время».

Ася Свешникова, Алина Соболевская
© 2024 ФОМ
+ в избранное
Поделиться