Гепатит сегодня: обзор ситуации в России и в мире
Гепатит сегодня: обзор ситуации в России и в мире

Актуальные сведения о разных типах вируса и трудностях в борьбе с ними

Фото: rossaprimavera.ru

Всемирный день борьбы с гепатитом

28 июля отмечался Всемирный день борьбы с гепатитом, учрежденный ВОЗ в 2011 году. Дата была выбрана в честь дня рождения нобелевского лауреата доктора Баруха Блумберга, который обнаружил вирус гепатита B и разработал специальный тест для его выявления. В 2022 году Всемирный день борьбы с гепатитом прошел под девизом «Сделать лечение гепатита доступным для каждого». Так ВОЗ подчеркнула необходимость обеспечения доступной помощи больным гепатитом в учреждениях первичной медико-санитарной помощи.

Гепатит как таковой представляет собой воспаление печени, вызываемое вирусной инфекцией. Существуют пять основных вирусов гепатита: A, B, C, D, E. Наиболее серьезными являются типы B и C, заражение которыми происходит, как правило, через кровь инфицированного человека либо при незащищенном половом контакте. Типы A и E обычно передаются человеку через зараженную воду или пищу, и тесно связаны с ненадлежащими санитарией и личной гигиеной. Заражение типом D обычно осуществляется через кровь и грозит только тем, кто уже болен гепатитом B.

Острая инфекция может сопровождаться желтухой, сильной утомляемостью, тошнотой и рвотой, болями в области живота. При этом типы B и C на ранней стадии могут протекать бессимптомно, хотя являются самыми опасными и чаще всего становятся причинами цирроза и рака печени. Большинство инфицированных узнают о болезни, когда та уже приобретает статус хронической (иногда через много лет после заражения), и, будучи неосведомленными, невольно заражают окружающим. 

Бывают и случаи, когда гепатит вызывается не вирусом: так, существуют алкогольный, лучевой, токсический, лекарственный и другие разновидности невирусного гепатита. Одной из причин такого типа заболевания могут стать последствия коронавируса.

По оценке ВОЗ, только с типами гепатита B и C во всем мире живут не менее 354 миллионов человек, а совокупный ежегодный прирост заболевших этими типами составляет около трех миллионов. Еще 20 миллионов новых случаев в год приходится на тип Е. Согласно статистике той же ВОЗ, от типов B и C умирает ежегодно 1,1 миллиона зараженных. Таким образом, гепатит стоит на втором после туберкулеза месте по уровню смертности, а число инфицированных гепатитом в девять раз превышает число ВИЧ-инфицированных. По оценке ВОЗ, в топ стран по гепатиту входят Пакистан, Китай, Египет, США и Россия.

Нельзя не отметить тот факт, что гепатит поддается профилактике и лечению, а конкретно гепатит С – полному излечению, однако свыше 80% инфицированных ни лечение, ни профилактика, ни даже тестирование до сих пор не доступны. Для всех типов гепатита, кроме С, существуют безопасные и эффективные вакцины; более чем у 95% инфицированных гепатитом С болезнь излечивается обычными противовирусными препаратами.

На сегодняшний день Россия – мировой лидер по вакцинации от гепатита В: от него привито более 100 миллионов россиян. А в феврале 2022 года Минздрав РФ опубликовал новые клинические рекомендации по лечению хронического гепатита С, приведя схему его лечения в России в соответствие с ведущими мировыми практиками. В среднем за 12 недель достигается 90%-я эффективность лечения любого типа вируса С даже на стадии цирроза печени и без побочных явлений.

Узнать больше о разных типах вируса гепатита, их профилактике и лечении в России и в мире вы можете благодаря материалу «Всемирный день борьбы с гепатитом».

Проблемы с лечением гепатита С в России

В прошлогоднем послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин акцентировал внимание на поручении бороться с вирусом гепатита С. За несколько лет до этого, в соответствии с планом ВОЗ 2016 года, Россия, наряду с другими странами, обязалась вылечить большинство пациентов с этим диагнозом к 2030 году. При этом уже несколько лет многие пациенты лечились своими силами благодаря «параллельному импорту». Долгое время цены на современные лекарства от гепатита С в стране оставались такими, что некоторым пациентам легче было забыть про болезнь, чем вылечить диагноз. 

Как уже отмечалось выше, гепатит С обнаруживается чаще всего случайно при обследовании, иногда через несколько лет после заражения, большинство больных понятия не имеют, где и при каких обстоятельствах они заразились. Подозревают то салоны красоты и тату-салоны, то стоматологические клиники, однако доказать, что это произошло именно в тот момент, когда человек сидел в кресле стоматолога или косметолога, трудно, как, впрочем, и отыскать источник инфицирования в любом медицинском учреждении. Например, в онкогематологическом отделении областной детской больницы Амурской области в 2018 году гепатит С обнаружили у 10 маленьких пациентов, а расследование, проведенное Роспотребнадзором, подтвердило заражение 169 детей.

В начале 2000-х для оплаты дорогостоящей интерфероновой терапии, необходимой на определенной стадии лечения от гепатита, многие были вынуждены даже продавать свои квартиры. Со временем терапия подешевела, а ее эффективность, изначально составлявшая лишь 50%, выросла до 70%. Лечение в среднем занимало полгода и переносилось пациентами очень тяжело. За счет государства в РФ такое лечение применялось вплоть до 2019 года. Между тем в европейских странах в 2014 году появились первые препараты прямого действия, эффективность которых достигала уже 97%. Однако стоимость лекарств оставалась неподъемной для большинства нуждающихся.

Цена на новые препараты не устраивала многие страны. В итоге компания Gilead Sciences, производитель и обладатель патента на одно из противовирусных средств, выдала разрешение на его производство индийским и египетским фармацевтическим компаниям. Так начал развиваться один из самых массовых «параллельных импортов» в истории фармацевтики: сначала больные гепатитом С сами ездили в Индию и Египет и покупали там лекарства для себя (или просили друзей и знакомых, которые туда направлялись). Потом появились компании, которые по сей день доставляют эти лекарства в Россию и торгуют ими в интернете. Правда, от египетских препаратов быстро отказались – пациенты жаловались на серьезные побочные эффекты.

Несколько лет назад так называемые дженерики (реплики, практически идентичные оригиналу) противовирусных препаратов прямого действия начали производить в Белоруссии и Казахстане, но россияне продолжают лечиться индийскими, поскольку в странах ЕАЭС нельзя просто купить у поставщика или производителя лекарства, которые выпускаются по лицензии, полученной у патентообладателя. Локализация производства запатентованного лекарства возможна, только если производитель будет продавать дженерики странам, входящим в список наименее развитых. А России в их числе нет.

Количество вновь выявленных случаев гепатита С в России за последние два года снижалось. Причина – не столько в уменьшении числа заболевших, сколько в сокращении плановых обследований с обязательным тестированием в период пандемии. Другой причиной неточности данных является отсутствие единого регистра пациентов и его медленное заполнение, поскольку не все регионы ведут учет пациентов с описанием течения заболевания. Таким образом, сказать точно, сколько взрослых инфицированы гепатитом С, нельзя.

С 2016 года ведется активная кампания по разработке национальной стратегии борьбы с вирусными гепатитами в соответствии с подписанной нашей страной стратегией ВОЗ. Но, несмотря на увеличение госфинансирования лечения, оно охватывает лишь 3% пациентов из регистра. При этом, по подсчетам экспертов, в России инфицированы гепатитом С от 2,3 млн человек до 4,5 мл, он становится причиной смерти около 17 тысяч человек в год. Исходя из этих данных и стоимости обычного курса лечения, только на лекарства потребуется сумма в районе триллиона рублей, что может быть проблемно для российского здравоохранения.

Подробнее ознакомиться с насущными проблемами отечественного здравоохранения в борьбе с гепатитом С можно в материале «Дорогой мой гепатит. Болезнь давно стала излечимой, но почему-то не лечится».

Константин Жигадло
© 2024 ФОМ
+ в избранное
Поделиться