Флешмобы. Противодействие толпы
Флешмобы. Противодействие толпы

Как эффект толпы помогает людям противостоять коронавирусу и поддерживать друг друга в это непростое время

Появление флешмобов связывают с выходом в 2002 году книги социолога Говарда Рейнгольда «Умная толпа: новая социальная революция», в которой автор предсказал, что люди будут использовать новые коммуникационные технологии (интернет, мобильную связь) для самоорганизации. Понятие «умной толпы», или «смартмоб»*, стало основополагающим в дальнейшем развитии флешмобов, которые по сути являются разновидностями смартмоба. Конечно, акции, которые можно назвать флешмобами, проходили и до появления книги Рейнгольда, но они носили разовый, а не массовый характер.

*Смартмо́б – форма самоструктурирующейся социальной организации посредством эффективного использования высоких технологий. Смартмоб противопоставляет себя обычной толпе, ведя себя интеллектуально и рационально. Взаимодействие посредством Сети позволяет достигнуть большей социальной организованности.

Само слово «флешмоб» дословно переводится с английского, как «вспышка толпы» или «мгновенная толпа» (flash – миг, мгновение, mob – толпа). Это заранее спланированная массовая акция с участием большой группы людей, которые выполняют определенные действия. Цели таких акций могут быть разными, но правила едины для всех: флешмобы должны казаться спонтанными, проводиться бесплатно, быть свободными от рекламы и вызывать недоумение, а не смех. Поэтому участники должны делать все с серьезным видом, добавляя абсурда происходящему. 

Флешмобы, которые появились в период пандемии, – особе явление. Одни поддерживали врачей, другие – организованные медиками или обычными людьми на самоизоляции, призывали всех оставаться дома. Рассказываем про самые интересные акции. 

Сказать спасибо врачам – и передать эстафету

Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения Москвы организовал общероссийскую эстафету благодарности #скажиспасибоврачам. Ее цель − привлечь внимание общественности к тяжелому труду медицинских работников, поблагодарить их за подвиг в борьбе с коронавирусом, а также призвать всех соблюдать временные ограничения. Акция стартовала 3 апреля в социальных сетях серией видеороликов с участием известных артистов, телеведущих, музыкантов и спортсменов, которые поддержали инициативу НИИОЗММ ДЗМ, и записали видеообращение со словами благодарности. В этом видеоролике представляем обращение легендарного советского хоккеиста, президента Федерации хоккея России Владислава Третьяка. Посмотреть все видеоролики акции можно по хештегу #скажиспасибоврачам.

qr-code Отсканируйте QR-код, расположенный выше, с помощью мобильного телефона, чтобы посмотреть видео

Остаться дома по просьбе медиков

Врачи и медицинский персонал по всему миру запустили флешмоб, в котором они просят людей оставаться дома. Доктора и медсестры в защитных костюмах и масках молча держат в руках плакаты, призывающие людей соблюдать режим самоизоляции. Медики напоминают зрителям, что они остаются в больницах ради них, не могут уйти домой к близким и поэтому просят лишь об одном – помочь им, соблюдая предписанные рекомендации и ограничения. Это трогательное видео показывает, что каждый из нас может сделать вклад в общую победу над вирусом, проявив ответственность и осознанность в эти трудные дни.

qr-code Отсканируйте QR-код, расположенный выше, с помощью мобильного телефона, чтобы посмотреть видео

Станцевать на балконе вслед за Александром Гудковым

За пару дней до объявления режима «оставайтесь дома» российские группы Cream Soda и «Хлеб» сняли клип на общую песню «Плачу на техно». В ролике участники группы и приглашенные танцоры строго соблюдают режим самоизоляции – каждый танцует на балконе дома в большом жилом комплексе, соревнуясь с другими в умении владеть своим телом и красиво двигаться под музыку. По сюжету, девушка «плачет на техно» (техно – стиль электронной музыки родом из 80-х), потому что «ты не со мной», и «слезы льются на рейве» (рейв – организованная танцевальная вечеринка с привлечением диджеев). Эти песня и клип, у которого сейчас более 17 млн просмотров, могли бы стать грустным символом всех отмененных вечеринок, однако автор идеи видео Александр Гудков запустил веселый флешмоб-челлендж. Надо станцевать под песню на своем балконе и выложить видео в Instagram, что первым и сделал сам шоумен для воодушевления публики. Флешмоб поддержали многие звезды и их поклонники – ролики с пляшущими на балконах людьми заполонили не только Instagram, но и социальную сеть TikTok. 

qr-code Отсканируйте QR-код, расположенный выше, с помощью мобильного телефона, чтобы посмотреть видео

Если вы нашли интересное видео по теме борьбы с коронавирусом, поделитесь с нами, прислав его на почту covid19@fom.ru.

Сформируем вместе коллекцию «антител»!

Ася Свешникова, Алина Соболевская
© 2024 ФОМ
+ в избранное
Поделиться