Какой отпечаток вирусы и болезни наложили на живопись, графику и фотоискусство
Испокон веков многие художники предпочитали работать с душераздирающими, трагическими сюжетами, чему во многом способствовали неприглядные жизненные реалии. Связаны они бывали в том числе и с эпидемиями, многократно терзавшими человечество. В средние века и в эпоху раннего Возрождения, когда науки еще только начинали развиваться, а религиозное сознание носило массовый характер, сюжеты полотен об эпидемиях обладали мистическим, сакральным измерением. Из-за этого многие картины, отображающие жизнь и быт во время чумы, отсылают к чему-то страшному и инфернальному. Сегодня, когда новостную повестку не оставляют такие вирусы, как ковид, ВИЧ и обезьянья оспа, отношение человечества к эпидемиям уже не настолько мрачное: многие живописцы пишут о текущем пандемическом периоде вполне жизнерадостные полотна. Предлагаем ознакомиться с интересными подборками картин на тему вирусов и эпидемий.
1/5
Антуан-Жан Гро. «Бонапарт посещает чумной барак в Яффе» (1804)
В подборке от интернет-портала «Артгид» предлагаются 10 впечатляющих образов и историй, навеянных разными эпидемиями и выраженных в различных форматах – от гравюр до агитационных литографий. На этих изображениях чума предстает в образе безглазой женщины верхом на драконе, призрачная холера вмешивается в Польское восстание 1830–1831 года и попирает равно как побежденных, так и победителей, а образ Наполеона Бонапарта в сирийской Яффе приближается к иконографии самого Иисуса Христа. Раскрывает подборка и темы знаменитых эпидемий XX века: так, автопортрет Эдварда Мунка отражает заболевание художника «испанкой», а литография граффитиста Кита Харинга призывает бороться с ВИЧ и СПИДом, которые диагностировали у самого художника.
Увидеть другие картины галереи и погрузиться в дебри «живописной» истории эпидемий разных веков можно благодаря материалу «Это эпидемия!»
1/6
Питер Брейгель Старший. «Триумф смерти». (Около 1562)
В этой галерее, помимо достаточно очевидных примеров работ о средневековых эпидемиях от Питера Брейгеля Старшего и Тициана, интерес представляют некоторые не столь популярные, но не менее прекрасные произведения. Во-первых, сатирическая работа российского художника Павла Федотова под названием «Все холера виновата!» (изображающая на самом деле не больного повсеместной тогда заразой, а просто пьяного). Во-вторых, сразу несколько работ, посвященных ВИЧ и СПИДу, в том числе серия фотоснимков. И в-третьих, работа современного российского художника Евгения Русака на тему коронавируса, представляющая собой портрет москвички в очень нежных пастельных тонах.
«Пройтись» по виртуальной галерее вы можете благодаря материалу «Искусство и пандемия: как художники реагировали на эпидемии своего времени»
1/4
Фото: *facebook.com/Айдан Салахова
Тема коронавируса завоевала популярность среди современных художников, как только началась пандемия. Своего рода «арт-эхо» этого неприятного события, сказавшегося на образе жизни человечества, разнеслось по разным странам, от Китая и Ирана до Великобритании и России. Известное российское издание «Известия» подготовило на своем интернет-портале галерею, в которой представило не только живописные работы, посвященные COVID-19, но и примеры из области видеоарта и цифрового искусства. В подборку вошли работы как состоявшихся художников, покоривших аукционы, так и начинающих живописцев, в том числе студентов НИУ ВШЭ. Особенно впечатляет работа иранского 3D-художника Хамида Эбрахимниа: его анимация, имитирующая съемку с дрона, изображает, как два вертолета, борясь с ветром, натягивают медицинскую маску на башню Бордже Милад в Тегеране – самое высокое здание Ирана.
Узнать больше о работах современных художников на тему коронавируса вы можете из материала «Взяли на карандаш: как художники отреагировали на эпидемию»
______
*Meta Platforms Inc. (деятельность на территории РФ запрещена - прим.ред.)