Дистанционное обучение в вузах в пандемию
Дистанционное обучение в вузах в пандемию

Новые форматы обучения в вузах, проблемы с онлайн-образованием, вызовы и решения

Переход вузов на дистант из-за новой волны эпидемии

В конце января 2022 года российские вузы вновь начали переходить на частичное или полное дистанционное обучение из-за роста заболеваемости коронавирусом. При этом Минобрнауки предоставил вузам свободу в принятии оперативных решений относительно организации учебного и рабочего процессов. В итоге на частичный дистант перешли такие вузы, как СПбГУ, МГУ, РУДН, на полный дистант ушла Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка), а в МФТИ и МГТУ им. Баумана решили сохранить очный формат обучения в связи с высоким процентом вакцинированных сотрудников и студентов. В тех вузах, где приняли решение перейти на смешанный формат обучения, формируют расписание с учетом минимального пересечения групп и потоков (как, например, в МАДИ) и отстраняют от очной работы преподавателей старше 60 лет (МГУ). Отдельно стоит отметить инициативу первого проректора СПбГУ Елены Черновой о том, чтобы из 12 000 сотрудников на рабочих местах находилось не более 2500 человек единовременно, из которых 850 человек, обеспечивающих медицинскую деятельность, и 50 ответственных за уход за коллекциями микроорганизмов, лабораторными животными, рыбами. Таким образом, невозможен оказался переход на дистант для тех сотрудников, работа которых физически не может быть выполнена на удаленке.

Ознакомиться с новостями о переходе вузов на дистант можно в материале «Вузы меняют формат обучения из-за новой волны коронавируса»

Вызовы для системы образования и новые возможности

Год назад Минпросвещения и Минобрнауки заявили ТАСС о том, что пандемия не сказалась серьезным образом на успеваемости учащихся. При этом она позволила студентам быть более мобильными и получать образование без привязки к месту, что оказалось особенно значимо для лиц, не имевших возможности посещать занятия в очном формате по причине самоизоляции. По оценке Минобрнауки, вынужденный перевод всех учебных процессов в дистанционный формат сыграл существенную роль в развитии цифровизации. Несмотря на ряд сложностей, таких как дефицит у многих преподавателей методических навыков и цифровых компетенций, а также проблему удержания внимания и вовлеченности студентов, большинство педагогов оказались способны работать удаленно. Это стало возможно в том числе благодаря организации служб психологической поддержки в вузах, помогающих учащимся адаптироваться к новым условиям. Кроме того, по итогам введения в вузах онлайн-обучения Минобрнауки выделил ряд положительных сторон применения дистанционных технологий – например, возможность выстраивания индивидуального режима обучения и удобство использования видеоматериалов с лекциями в любое удобное время. Практически во всех вузах была сформирована электронная образовательная среда, представляющая собой обширную виртуальную инфраструктуру, в которую входят цифровые платформы, проектное обучение, цифровые лаборатории, доступ к электронным библиотечным ресурсам и сервисам. Что касается замены живого общения виртуальным, то и в Минпросвещения, и в Минобрнауки заявили, что технологии не заменят традиционные способы образовательных коммуникаций, но могут дополнить их и сделать всю образовательную сферу более эффективной, современной и конкурентоспособной. В связи с этим технологии дистанционного обучения планируется развивать и дальше, в том числе в рамках национального проекта «Образование», призванного обеспечить высокое качество и доступность всех видов образовательных услуг.

Подробнее о новых возможностях для образования и предлагаемых решениях проблем читайте в материале «В Минпросвещения и Минобрнауки рассказали о вызовах для системы образования в пандемию»

Что немаловажно, разносторонние взгляды на дистанционное обучение выражают не только российские студенты, преподаватели и эксперты – полемика о плюсах и минусах новшеств дистанта разворачивается во всем мире. Так, согласно заключению экспертов Всемирного экономического форума, онлайн-обучение позволяет удерживать больше информации и осуществлять все процессы быстрее, в связи с чем изменения в области образовательных услуг, введенные из-за эпидемии коронавируса, останутся и после ее завершения. В то же время профессор Оксфордского университета, пожелавший остаться неизвестным, считает, что при дистанционном обучении студентам просто выдают информацию, а они ее зазубривают, что не может считаться настоящим образованием. Мнения студентов Оксфордского и Кембриджского университетов об онлайн-обучении также разнятся: многие считают, что, с одной стороны, запись лекций на видео помогает лучше готовиться к экзаменам (хотя в некоторых университетах это практиковалось и до пандемии), а с другой стороны, дистант сужает пространство дискуссии и общения.

Ознакомиться с тем, что думают об онлайн-обучении зарубежные эксперты, студенты и преподаватели, можно в материале «Ненастоящее образование. Как пандемия вскрыла проблемы онлайн-обучения»

В конце прошлого года в МИА «Россия сегодня» прошел круглый стол на тему «Высшее образование в условиях пандемии: вызовы и решения», участие в котором приняли министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков и ректоры ряда российских университетов. Министр обратил внимание на то, что полный перевод высшего образования на дистант невозможен по причине снижения качества образования и из-за страхов, что оно изменится до неузнаваемости. По его мнению, дистанционное обучение должно быть выбором самого студента, и то лишь по некоторым образовательным программам. При этом министр отметил, что спустя полтора года после начала пандемии отношение студентов к смешанному формату нормализовалось, однако уровень цифровой инфраструктуры университетов до сих пор остается критическим фактором влияния на эффективность смешанного обучения, пандемия же стала лишь своего рода рентгеном, высветившим все проблемы, характерные для отечественной высшей школы. Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов отметил, что пандемия позволила студентам развить soft skills-компетенции, которые по ряду международных исследований составляют до 85% успешности в XXI веке. Эти компетенции развивались у многих студентов благодаря тому, что они помогали врачам, внедрив свои научные разработки в медицинской отрасли, и преподавателям, консультируя их при переходе на дистанционный формат обучения. По итогам круглого стола ректор Томского государственного университета предложил идею «Национальная инициатива в области качества [высшего] образования», поскольку сбор экспертами всех лучших новых образовательных практик показал, что они складываются в некоторую систему, которая в рекомендательном порядке может позволить университетам выстроить системную работу в области повышения качества. Министр Валерий Фальков инициативу поддержал.

Узнать подробнее о результатах круглого стола можно в материале «Высшее образование в условиях пандемии: вызовы и решения»

Как поступать в вузы дистанционно

В связи с ростом популярности онлайн-образования стали появляться интернет-гайды по дистанционному обучению и поступлению в вузы. В одном из таких руководств последовательно развенчиваются стереотипы о том, что дистанционное образование второсортное и нигде не ценится, об отличиях в знаниях, получаемых очно и заочно, или о том, что после получения дистанционного образования не выдают диплом государственного образца. Приводится список из 10 вузов, в которых имеются дистанционные образовательные программы (от МГПУ и МИИТ до РГСУ и Финансового университета при Правительстве РФ). Перечни нужных документов могут быть найдены на сайтах университетов, договор и квитанция на оплату высылаются на электронную почту, как и данные для доступа к личному кабинету учащегося. При этом отмечается такая характерная черта данного формата образования, как отсутствие отсрочки от армии.

Подробнее о поступлении в вузы, предлагающие дистанционный формат получения высшего образования, читайте в материале «Дистанционное обучение в вузе: как получить дистанционное высшее образование»

© 2022 ФОМ
+ в избранное
Поделиться