Цифровизация культурной среды в эпоху пандемии
Цифровизация культурной среды в эпоху пандемии

Каким образом онлайн помог расширить знакомство посетителей с музеями, как Метрополитен-музей увеличил число подписчиков во время ковида и с чем связан успех Русского музея в пандемию

Цифровые технологии – новый тренд в развитии культуры

По итогам прошлого года можно было сказать, что пандемия прервала стабильный ход проектно-выставочной жизни игроков художественного рынка. Но в реальности все оказалось не совсем так: культурное пространство трансформировалось и открыло новые возможности в партнерстве искусства и высоких технологий. Онлайн-формат не только не сузил возможности знакомства с музейными фондами и проектами, как это казалось поначалу, а напротив, расширил их. Теперь благодаря цифровым проектам можно не только «посетить» новую выставку, но и стать полноценным участником профессиональной дискуссии или даже перформанса. Одним из таких проектов является совместный проект «Смотреть и видеть» Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и премиального бренда LG SIGNATURE, который позволяет каждому стать участником художественного процесса.

Проект «Смотреть и видеть» подразумевает онлайн-трансляции музейных вечеров: каждую неделю по средам в Пушкинском музее собираются искусствоведы, психологи, коллекционеры, театральные режиссеры, философы и обсуждают широкий круг тем, который может заинтересовать и профессионалов, и любителей искусства. Трансляции дискуссий проходят в социальных сетях музея. Работа с перспективой и цветом, исторический контекст произведений, особенности собирательства предметов искусства и многие другие темы. Такие трансляции помогают передать все особенности того или иного предмета из собрания и заодно «натренировать» зрение для восприятия искусства в целом.

Первый дискуссионный цикл проекта завершился в июле 2021 года и привлек более 300 тыс. слушателей. За это время в стенах Пушкинского музея успели обсудить язык цвета как уникальный инструмент художника, который позволяет ему вырабатывать свой собственный стилистический и смысловой язык. Исследователи в области искусства, специалисты по проблемам семиотики цвета, физики и журналисты стали участниками увлекательного обсуждения, а доступ к трансляции мог получить каждый желающий.

Подробнее о проекте и планах по поддержке культуры в направлении цифровизации читайте в материале «Смотреть и видеть»: как сделать искусство доступным».

Стратегии цифрового продвижения Метрополитен-музея в разгар пандемии

В топ-10 музеев мира с самыми популярными аккаунтами в социальных сетях Метрополитен-музей уступил лишь нью-йоркскому Музею современного искусства и занял вторую строчку с общим числом в 9,8 млн подписчиков в Instagram, Twitter и Facebook. С марта 2020 года, когда были опубликованы эти данные, количество подписчиков Метрополитен-музея выросло более чем на 165 тыс. человек и достигло почти 10 млн. SMM-менеджер музея Клэр Ланье рассказала, как изменилась их стратегия продвижения в пандемию. «Я много думаю о том, как выстроить наши кампании так, чтобы люди активно вовлекались в них. Еще до карантина мы начали серию воскресных постов Met Sketch («Метрополитен-набросок») – публиковали сделанные посетителями зарисовки произведений из наших залов. Теперь мы переориентировали эту инициативу и предлагаем подписчикам делать зарисовки у себя дома. Кроме того, мы запустили кампанию #MetTwinning («Метрополитен-двойники»), когда люди воссоздают разные произведения из нашей коллекции, и она оказалась безумно популярной. Каждый новый пост под этим тегом показывает все более высокие показатели вовлеченности и получает все более широкий охват. Что касается тона, то сейчас очень востребованы искренность – она, в общем-то, всегда была нашей целью, – и прямой разговор о реалиях нынешнего положения. К примеру, очень много говорится о том, что в карантине людям приходится самим делать себе стрижки, и мы запустили в Twitter челлендж по поиску самых ужасных стрижек из музейных коллекций», – сказала Клэр Ланье.

О том, какие еще шаги предпринимал SMM-отдел музея для продвижения в социальных сетях, читайте в материале «Как Метрополитен-музей в пандемию увеличил число подписчиков в соцсетях на 200 тыс.».

Успех Русского музея по время пандемии

По данным международного рейтинга The Art Newspaper, Русский музей занял первое место по посещаемости среди российских музеев в 2020 году. 25 млн человек во время пандемического года смогли ознакомиться с коллекциями и материалами музея. О том, как удалось достичь такого внушительного результата во время общего кризиса, рассказывает директор музея Владимир Гусев.

Самым главным преимуществом Русского музея стало то, что процесс цифровизации был запущен еще 18 лет назад в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал». За это время было открыто 245 виртуальных представительств музея: 198 в России и 47 в других странах. Благодаря широкой сети филиалов Русский музей был доступен широкому кругу онлайн-посетителей и пользовался большой популярностью в интернете во время пандемии. Хорошим подспорьем стали также онлайн-трансляции и соцсети.

Владимир Гусев также рассказывает об обширной сети международных партнеров музея. Офлайн-филиал в Малаге по своим показателям посещаемости значительно обгоняет подобную площадку в Центре Помпиду в Париже и даже Музей Пикассо в той же Малаге. В нем проходят выставки, посвященные, например, Льву Толстому и Ивану Айвазовскому.

Несмотря на столь значительную роль цифровизации в успехе Русского музея, Владимир Гусев придерживается классического представления о том, какой должна быть данная институция. «Музей должен меняться — и музей не должен меняться. Между этими понятиями надо балансировать и искать равновесие. Да, сейчас в жизни огромную роль играют цифровые технологии, но они не должны и не могут подменить реальный музей. Если, конечно, не произойдут какие-то патологические изменения в природе человека. Музей должен оставаться музеем, где предметы выставлены на привычных местах, куда посетители могут привести своих детей и внуков», – поясняет Владимир Гусев.

Полную версию интервью с директором Русского музея вы найдете в материале «Владимир Гусев: «Музей должен меняться, и музей не должен меняться»».

Ася Свешникова, Алина Соболевская
© 2024 ФОМ
+ в избранное
Поделиться